Люди на Автодетали - крепче стали!
..Строчки стихов примерно с такими словами встречают посетителей
на входе в административный корпус завода «Автодеталь». Возможно, слишком
высокие по стилю, по содержанию они очень верно отражают характер, общественный
портрет коллектива людей, работающих на этом уникальном предприятии. Его
неординарность заключается в том, что, используя почти на шестьдесят процентов
труд инвалидов, завод работает в отрасли, характеризующей уровень развития
любой цивилизованной страны, - в автомобилестроении. Начинавший когда-то
с сопровождения грузов для Горьковского автозавода, то есть выполнявший
чисто вспомогательные функции, бывший «Автопроводник» превратился в равноправного
партнера ГАЗа, без которого конвейеры автогиганта просто встанут. Заметим
в скобках, что на дворе у нас не планово-приказная социалистическая, а
начально-капиталистическая рыночная экономика с повсеместным главным диктатом
денег, цен и качества работы, которого не вынесли и более сильные...
АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МУРАВЬЕВ
О ГЕНЕРАЛЬНОМ директоре «Автодетали» Анатолии Васильевиче Муравьеве наша
газета писала часто. Ведь именно за тринадцать лет его директорства из
предприятия выросло то, что выросло. Но все как-то однобоко получалось:
звания, награды, заслуги, которых у Муравьева и в самом деле не счесть.
Вот только никто не сосчитал количество сожженных им за эти годы нервных
клеток, не попытался даже приблизительно прикинуть постоянное напряжение
мозга руководителя, вынужденного ежеминутно и ежедневно принимать решения
самой разной степени сложности и последующей ответственности. Чего, например,
стоило принять решение о строительстве новых производственных зданий в
самый разгар эпохи полной экономической и политической нестабильности,
когда большинство не заглядывало в будущее дальше завтрашнего дня, а руководящее
меньшинство было просто уверено в том, что этого «завтра» у страны по
имени Россия нет. Однако же правда оказалась у Муравьева и у таких, как
он. Вот они, новые корпуса, стоят. Люди, в них работающие, дают план заводу
и уверенность - самим себе. Мало? Возможно, возможно...
Вообще-то Муравьев не ангел и не анахорет. В производственной обстановке
бывает крут. Не потому, что нетерпим к людям, к чужому мнению, а свое
собственное считает единственно правильным и непогрешимым. Просто мудрость,
пришедшая с годами и в процессе накопления жизненного опыта, дает ему
преимущество перед оппонентами в правильной оценке ситуации.
Огромный опыт руководителя-"профи" советского времени, курировавшего
и отлично знавшего всю промышленность города, болевые точки любого производства,
подсказывает, порой на интуитивном уровне, верное решение. А нормальная
человеческая порядочность не позволяет перекладывать ответственность за
него на чужие плечи. На таких "китах" стоит директор, того же
требует от коллег. Не играть в показную демократию, неукоснительно исполнять
собственные решения и приказы вышестоящих. Правила игры просты, зато работают
эффективно и безотказно.
Муравьев - человек ничему человеческому не чужд. Любит и веселье, и застолье.
Любит петь, поскольку музыкален от природы. Гордится, что из сына сделал
настоящего, профессионального музыканта, солиста всемирно известного Мариинско-го
театра. В глубине души, наверное, даже чуть завидует: петь Ленского в
"Евгении Онегине" дано не каждому.
К регалиям, званиям и наградам, которыми отмечен, относится двоиственно.
Не как к чему-то ценному само по себе, а как к атрибутам, повышающим служебный
и личностный рейтинг его как руководителя. Такое отношение тоже пришло
вместе с годами и осознанием того факта, что под луной ничего вечного
не бывает и быть не может. Временами сердце просит покоя, нормальной жизни
"как у всех": с копанием в саду и хорошими физическими и минимальными
нервными нагрузками, с единственной заботой о том, как поменьше курить.
А пока... Пока забот не меряно, и главная из них - деньги, презренный
металл, который поможет заводу выжить, выстоять в откровенно неравной
борьбе с откровенно более "мускулистыми" соперниками. Эти деньги
лежат на рабочем столе Анатолия Васильевича в обычной желтой пластиковой
папочке. Всего один листок - ксерокопия перечня поручений, данных президентом
страны правительству после знаменитой декабрьской встречи прошлого года
с представителями общественных организаций инвалидов, с требованием разработать
механизмы возврата средств, потерянных предприятиями, использующими труд
людей с ограниченными физическими возможностями, за те два тяжелейших
года, когда Дума лишила эти предприятия льгот. Постригла под одну гребенку
всех, уравнявши "чистых и нечистых", производственников типа
Муравьева и директора швейно-такелажной фабрики Зимина с примазавшимися
к инвалидным организациям ради этих самых льгот коммерсантами. Те-то,
флибустьеры сиюминутной удачи, сразу и исчезли с горизонта. А наши директора
продолжали работать, зарабатывая себе инфаркты...
Цена вопроса высока. Речь идет даже не о конкретных восьми миллионах рублей,
которых лишилась за эти два года "Автодеталь" и которые ей были
бы ой как не лишними. Речь - о существовании в принципе общественных организаций,
взявших на свои плечи огромный блок социальных вопросов, которыми по идее
обязано заниматься государство. О живущих и осуществляющих свои социальные
программы не за государственный счет, а благодаря отчислениям от прибылей
с заводов и фабрик, которые с полным правом можно называть не заводами
или фабриками, а реабилитационными центрами для инвалидов, где люди здоровые
и больные работают бок о бок, одной командой, связанные единой технологической
цепочкой. Но только ли технологической?
ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА ШЕЯНОВА
НА "АВТОДЕТАЛИ" есть давно и прочно позабытая большинством россиян
организация под названием профсоюз. Со своим отдельным юридическим "лицом",
расчетным счетом в банке и прочими атрибутами независимости. Единственная
ее особенность в том, что создана она была в свое время по инициативе
и настоянию ...работодателя (не любит директор Муравьев этого термина
по отношению к себе, но куда ж деваться, если официально именно он является
дающим работу шести сотням человек, из кото-рых около четырехсот - инвалиды?).
Как человек с нормальными понятиями об устройстве человеческих коллективов,
Муравьев изначально оградил возглавляемый им коллектив от ошибок, связанных
с авторитарностью руководящего мнения и создал коллективного оппонента
самому себе.
Профсоюз возглавляет уже почти одиннадцать лет Татьяна Михайловна Шеянова.
Ее главные заботы, как и положено профсоюзному деятелю, заключаются в
том, чтобы рабочих не обижали. Ни морально, ни материально. Чтобы инвалиды
получали положенные по коллективному договору доплаты, при которых их
заработки мало уступают зарплатам здоровых рабочих, но притом не за счет
их кармана. Чтобы "профвредники" получали спецжиры, а юбиляры
или отпускники - премии к своим юбилеям и отпускам. Чтобы детишки, как
в добрые старые времена, могли ездить отдыхать на Черное море, а взрослые
- в санатории и дома отдыха. Правда, с путевками год от года становится
хуже и хуже...Что-бы не было производственного травматизма и охрана труда
была на должном уровне ( вот его и нет практически на "Автодетали",
травматизма, что удивительно не только само по себе, но вдвойне, если
вспомнить о контингенте работающих).
У Шеяновой в членах профсоюза ходят 99,9% работающих. Почти не бывает
склок и раздоров типа: ему дали, а мне нет. Шеянова также, как и весь
коллектив во главе с дирек-тором, ждет начала апреля с нетерпением. И
потому, что у завода юби-лей, и потому, что именно в апреле истекает срок,
данный Путиным кабинету министров для справедливого решения вопроса о
компенсациях инвалидным предприятиям. Татьяна Михайловна хочет делать
для своих подопечных много больше, чем удается делать сейчас.
ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ БАРИНОВ И НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ХРУСТОВ
ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ всю сознательную жизнь проработал на ГАЗе в строго режимном
цехе на сборке "бэтээров". Особенность работы заключалась в
том, что каждая машина собиралась руками одной и той же бригады "от
и до". Чудо рождения чего-то материального, движущегося и живущего
уже своей, отдельной и независимой, жизнью происходило не где-то там,
за горизонтом конвейера, а на твоих глазах и твоими руками. Когда Баринову
неудачно прооперировали тазобедренный сустав и он практически перестал
самостоятельно передвигаться, это казалось катастрофой. Выход дала "Автодеталь".
Во-первых, родственное, свое, автозаводское предприятие. Во-вторых, работа
хоть и не схожая по результатам и габаритам, но такая же по сути. Сборщик
замочных изделий все комплектующие соединяет воедино только своими руками,
только он гарантирует качество и надежность. На работу и с работы Баринова
и многих других инвалидов возит заводской автобус, чего нет, наверное,
больше ни на одном предприятии города.
Николай Алексеевич работает на заводе вообще с незапамятных времен, без
малого двадцать лет, хотя молод и энергичен. За эту мо-лодость и энергию
"расплачивается" тем, что бессменно избирается и членом профкома,
и председателем первичной организации Всероссийского общества инвалидов.
Причем и там, и там обязанностями своими не манкирует. Возит спортсменов-инвалидов
по соревнованиям самых разных рангов, организует вместе с Татьяной Михайловной
и при полной поддержке гендиректора соревнования внутризаводские. Тоже,
между прочим, недешевое по нынешним временам занятие...
ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВОЙЛОВ И ВАСИЛИЙ ЕФИМОВИЧ ПАНКРАТОВ
У ЭТИХ ДВОИХ людей на заводе один бог и одна молитва - план. Они начальники
двух основных цехов завода со всеми втекающими сюда обязанностями и вытекающими
отсюда же ежедневной головной болью о соблюдении графиков поставки комплектующих
на конвейеры автозавода и о непременном высочайшем их качестве в соответствии
с теми требованиями, которые он предъявляет. А ведь "Автодеталь"
за последние годы освоила выпуск очень большого количества новых изделий
и новых, технологий из арсенала современного автопрома. Здесь и сборка
отопителей грузовиков, которые одно время вроде бы совсем исчезли из номенклатуры
ГАЗа, а теперь вновь начинают производиться во все возрастающих количествах.
Здесь и рамки для остекления "ГАЗелей", и тенты, в области производства
которых у "Автодетали" конкурентов - великое множество.
Все это, заметим, в условиях полной капитализации условий
работы самого автозавода - никаких складских запасов, продукция должна
быть предоставлена ровно в заказанных количествах и строго по графику.
Каждая минута простоя конвейера карается огромными штрафными санкциями,
взимаемыми с виновной стороны. Вообще это правильно. "Автодеталь''
котируется на автозаводе в качестве одного из самых надежных поставщиков.
"Автодеталь" готова брать на себя новые объемы работы и осваивать
новые изделия. Почти ровесница Горьковского автомобильного и верная его
помощница на протяжении всех семидесяти лет своего существования, она,
благодаря людям, не только не постарела и одряхлела, но полна сил и энергии.
ПРИМЕЧАНИЕ ПО ПОВОДУ
Ну да, по поводу стихов безымянного автора, встречающих вас у входа в
административный корпус завода. Он, конечно же, не оригинален в своем
сравнении людей с облагороженным железом. Классики делали это неоднократно,
и закаляя сталь, и куя из нее гвозди. А ведь, если отстраниться от негодований
по вопросу о правомерности такого рода сравнений живого и неживого, то,
может, по большому счету они и правы были?
НА СНИМКАХ: один из лучших слесарей-сборщиков рамки цеха автодеталей Вячеслав
Александрович Карелов; начальник цеха Василий Ефимович Панкратов; Лариса
Михайловна Прошина - в прошлом также швея, а сейчас старший мастер цеха
автодеталей; швеи Татьяна Михайловна Арефьева, Антонина Ивановна Воронина,
Татьяна Васильевна Полянина и Вера Семеновна Ефимова; работницы и работники
участка пошива тентов в полном составе.
М.КОНДРАТЬЕВ
газета "Здравствуйте, люди"
№4 2004г.
ИНВАЛИДЫ НИЖНЕГО ОСТАВИЛИ КИТАЙСКИХ
"ЧЕЛНОКОВ" НЕ У ДЕЛ
В Нижнем Новгороде есть предприятие, на практике доказавшее, что ни
в жизни вообще, ни в экономике, в частности, безвыходных ситуаций не бывает.
Называется оно "Автодеталь" и находится буквально под
боком у Горьковского автозавода.
Главное отличие "Автодетали" от других нижегородских заводов
в том, что большинство работающих здесь - инвалиды.
В то время, когда предприятия, укомплектованные здоровыми людьми, сворачивали
производство, увольняли людей, здесь, начиная с 1990 года, число рабочих
мест увеличили в два раза, а объем производства - почти в 12 раз.
Труд инвалидов у нас в стране всегда ассоциировался с будками сапожников
или полуподвальными мастерскими по ремонту домашнего скарба. Лудить и
паять предписывали чиновники плановой экономики и "Автодетали".
- Еще в восьмидесятые годы наше предприятие иначе как "шарашкой"
никто не называл, - вспоминает ветеран завода Николай Хрустов. - Все изменилось,
когда руководство автозавода направило к нам директором Анатолия Муравьева.
Причем с должности заместителя генерального директора ГАЗа. Он, доктор
экономических наук, академик РАЕН, и принес на предприятие новую идеологию:
ориентироваться не на выпуск обезличенного ширпотреба, а на потребности
конвейера ГАЗа...
Вместе с главными специалистами автозавода искали свои ниши. Главной стало
швейное производство, которое выпускало детали, требующиеся любому новому
автомобилю: чехлы для сидений, запасных колес, рычагов переключения, мешки
для упаковки домкратов, тенты, утеплители радиаторов, оконные шторки...
Постепенно номенклатура изделий для конвейеров автозавода расширялась.
Ныне она насчитывает 350 изделий.
Конечно, такое сотрудничество с "Автодеталью" не всем на ГАЗе
нравится. Сейчас "инвалидный завод" предлагает газовцам забрать
у них производство инструментальной сумки - технологию свою уже подготовили,
но на автозаводе изготовлением сумки заняты 27 здоровых женщин. Куда их
девать? Порой приходится решать такие спорные вопросы чуть ли не на совете
директоров ГАЗа.
Есть на предприятии и цех надомного труда: десяток мастеров и 475 надомников.
Отсюда часть продукции идет на конвейеры ГАЗа, часть - в торговлю.
Самый ходовой товар - висячие замочки. Четыре года назад на них резко
упал спрос. Выяснилось, что нишу эту заполнили китайские изделия. Потребовалось
время, чтобы потребитель убедился: китайский замочек русскому инвалиду
- не преграда. Правда, и ценовой политикой конкурента поприжали: наш стоит
12 рублей, китайский - не менее 50.
- Поэтому сейчас заказы получаем со всей России, - говорит Муравьев. -
Делаем 600 тысяч штук в год и не удовлетворяем всех заявок. Вот построили
новый производственный корпус на 2,5 тысячи квадратных метров. Львиная
доля площадей будет ориентирована на потребности ГАЗа - он помогает нам
оборудованием, остальное на свободную продажу.
- Цены мы регулируем сами, - продолжает А. Муравьев. - Если конкурент
выставляет на рынке постельные принадлежности по 160 рублей, мы - по 155.
Рынок есть рынок. Он требует товаров красивее, качественнее, дешевле.
Рядом с нами ивановцы торгуют. И если вдруг цена оказывается равной -
непременно начинаем разбираться. У них ведь еще транспортные расходы,
командировочные, суточные. У нас этого нет, значит, сбрасываем цену и
продаем свою партию быстрее. Мы считаем: пусть рентабельность составит
всего 2 процента, все равно надо скорее вернуть деньги и запустить их
в оборот цеха надомного труда. Вообще когда цех этот создавали, был он
планово-убыточный. Считали, главное - людей занять. Теперь уже давно рентабельный.
Мы эту рентабельность не забираем в общий котел завода, а отдаем ее в
виде зарплаты инвалиду-надомнику. Все они знают: выше рентабельность -
больше зарплата.
Работая в тесной связке с ГАЗом, на "Автодетали" и зарплату
меряют той же меркой, что и на автозаводе. Десять лет назад она была на
уровне 40 процентов от средней зарплаты на ГАзе, сегодня уже более 70
процентов. А это свыше 1500 рублей. Прибавьте сюда пенсии, которые инвалидам
выплачивает государство, и получится совсем неплохо. Не случайно на "Автодеталь"
стоит очередь здоровых людей, которые хотели бы здесь работать. Но их
берут редко, отдавая предпочтение инвалидам. Вот среди них очереди на
трудоустройство нет.
Юрий ШУКОВ, соб. корр.
Нижний Новгород.
см. также АВТОДЕТАЛЬ
НУПП ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ (Нижний Новгород)
Люди на Автодетали - крепче стали!