МАЛЕНЬКАЯ ФАБРИКА, РАБОТАЮЩАЯ НА ОГРОМНОЕ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ
Мы продолжаем серию публикаций, посвященных производственной сфере Нижегородского областного общества ВОИ, рассказом о швейно-такелажной фабрике. Маленькой фабрике, которая работает на нужды не только нашей армии, но и многих прочих ведомств «специального» назначения. В списке ее заказчиков и ФСБ, и МЧС, и пр., и пр., всего числом порядка тридцати. В палатках, изготовленных руками тружениц этого маленького коллектива (из девяноста человек, работающих на производстве, девяносто же процентов - женщины), живут солдаты и пограничники, беженцы и потерпевшие бедствие люди практически по всему миру. Палатки - это основной продукт производства ШТФ. Но, конечно, не единственный. Здесь шьют все, что только мыслимо себе представить сшитым из такого грубого, тяжелого, но незаменимого материала, как брезент...
Владимир Александрович Новосадов директорствует на ШТФ пять месяцев. На конкурсной основе (кстати, конкурс был немаленький - помнится, четырнадцать кандидатур) был назначен в аккурат тогда, когда весенняя оттепель стала насквозь проливать крыши практически всех основных производственных зданий. Зданиям-то фабричным скоро исполнится сто лет, и значатся они памятниками архитектуры Нижнего. Так что новому директору пришлось начинать с новых крыш. Главное - в павильоне, где для торгов разворачиваются палатки. Изготовление новой кровли из оцинкованного железа только над этим историческим зданием обошлось фабрике в 450 тысяч рублей. Пришлось заниматься и ремонтом цоколей, чтобы здания фабрики приобрели внешний вид, достойный исторических памятников в историческом центре города...
Нынче денег никто никому просто так не дает, надо зарабатывать. А Новосадову в наследство от предыдущего руководства досталось предприятие, имеющее недостаточное количество договоров. Здесь следует объясниться. Конечно, все мы внезапно попали в конкурентный мир рыночной экономики. Но вот ШТФ в этом смысле «повезло» особенно. Она, чтобы получать заказы, дважды в году должна выигрывать конкурсы на специальных торгах, устраиваемых теми самыми ведомствами, о которых мы уже упоминали. И здесь отнюдь не всегда играет роль качество продукции или предыдущая, годами и десятилетиями зарабатываемая репутация. Множество подводных камней существует в подобных мероприятиях. И цену на продукцию порой сбивают не всегда праведными методами не всегда праведные конкуренты. И документацию к торгам надо готовить так, чтобы «комар носа не подточил». Да и личные хорошие отношения с представителями заказчиков - дело не лишнее. Что-то где-то в этом перечне у предыдущего руководства фабрики не сложилось. И к торгам на первое полугодие 2006 года ШТФ попросту не допустили...
Владимир Александрович не очень охотно распространяется на эту тему. Только показывает на телефон да говорит, что не раз и не два пришлось ездить в Москву, убеждать людей, что негоже оставлять без работы предприятие, на котором трудятся инвалиды. При том, что качество изделий ШТФ намного выше, чем у многих конкурентов, в палатках у которых даже окна порой пошиты вкривь и вкось... Он только показывает всего один листочек с печатью - плановое задание фабрики на второе полугодие, которое необходимо осилить к октябрю. По поводу этого задания он собрал пришедший из традиционно летнего отпуска коллектив. План настолько большой, что впору бы этот коллектив удвоить! Но люди решили, что справятся. О том, чтобы не справиться, речь вообще не шла. Когда мы сидели в кабинете у директора, как раз шла отгрузка первой партии палаток...
На швейно-такелажной фабрике довольно большие площади сданы арендаторам. И цены на аренду до сих пор были до смешного небольшие для зданий в центре города. Мы все уже не маленькие, живем в мире дикого капитализма не первый год и понимаем, что объяснений этому может быть только два. Либо арендаторы были настолько умны и разворотливы, что сумели добиться таких цен, либо шел процесс, в просторечье именуемый «откатом». Новосадов арендную плату поднял. Вовсе не до заоблачных или «обидных» цен. Пока еще даже не до «справедливых». Ведь именно ему приходится думать о сохранении всего комплекса. Заботиться о котельной, о своевременном ремонте тех же крыш и изрядно устаревших коммуникаций. И, если он нанимает бригаду верхолазов для сброса снега с крыш зданий за 45 тысяч рублей, а арендатор - коммерческая структура с немаленьким доходом - участвует в этом мероприятии одной сорок пятой, то надо еще хорошо посчитать, какие цены могут быть справедливыми...
В помещениях административного здания фабрики идет ремонт. Не шикарный, не «евро». Но кабинеты руководителей приобретают достойный и чистенький вид. В них уже не стыдно принимать посетителей и заказчиков, многие из которых носят погоны и полковничьи, и генеральские. Не должно даже такое небольшое предприятие, имеющее таких «больших» заказчиков, встречать их затрапезной приемной. И это тоже свидетельство, пускай косвенное, перемен к лучшему.
Но это лишь внешняя, видимая сторона прогресса. Новый директор привел с собой новую команду. Кстати, не как это принято нынче, из соображений «единомыслия». Из прагматических соображений нормального мышления, нормального отношения к процессу производства и творчества. О производственных планах и их объемах мы уже упомянули. О творчестве. Здесь первые плоды работы команды - в разработке проектов новых изделий. Ведь до сих пор фабрика выпускала палатки образца пятидесятых годов прошлого столетия. Многие могут сказать
- да что ж тут нового можно придумать? Армейская или экспедиционная палатка была, есть и вовеки веков останется лишь временным пристанищем для человека, защищающим его от холода и непогоды, в экстремальных ситуациях. Оказывается, можно. И Новосадов уже вновь собирается в столицу с пакетом документации. Согласовывать, утрясать, утверждать, пробивать. Это его нормальная директорская работа. Думать не только о хлебе насущном и сегодняшнем, но и о том, чтобы этот хлеб был на столе у человека завтра. В том числе и у человека в палатке ШТФ.
Владимир Александрович, конечно же, был среди прочих директоров предприятий системы ВОИ приглашен на отчетно-выборную конференцию областной организации. Когда мы спросили его, как он относится к витающей в воздухе идее о создании некоего объединения, или, как это принято теперь называть, холдинга предприятий, ответ последовал незамедлительно и с подробным комментарием, как руководитель ШТФ видит подобное объединение. «Оно должно быть прежде всего РАБОТАЮЩИМ. Не в том смысле, что у меня другой директор попросил денег на какие-то свои нужды - я ему их дал! Работающий холдинг должен помогать перераспределять заказы и прибыли между предприятиями системы. Я вот сейчас поделился бы частью заказов со швейниками из наших ателье. Разумеется, не палатками, для их производства нужно специальное, иногда даже и грузоподъемное оборудование. Но мелкими вещами, с которыми они могут справиться, а у меня на них не хватает рабочих рук - с удовольствием. Не касса взаимопомощи деньгами, а взаимопомощь работой - да, это было бы рационально».
Хотим поделиться своим общим впечатлением от посещения швейно-такелажной фабрики. Честно скажем, оно отрадное. Не просто потому, что хочется похвалить нового руководителя - явно грамотного и думающего. Мы увидели, что у ШТФ есть будущее. А если есть будущее у двух ведущих предприятий, слава Богу, оставшихся в собственности нашей областной общественной организации ВОИ - «Автодетали» и ШТФ - есть будущее и у нее самой!
Ярослав Погодин
Владимир Долгов газета "Здравствуйте, люди!"
Швейно-такелажная фабрика ( ШТФ )