Изменения в основной закон об инвалидах или замена льгот на денежные
компенсации
Федеральным законом N 122-ФЗ были внесены изменения в законы <О социальной
защите инвалидов> и <О государственной социальной помощи>. Этими
законами устанавливается отмена некоторых льгот и предоставляются денежные
компенсации.
Сначала о тех льготах, которые сохранены.
1. Льготы по обеспечению жилой площадью. Сохранено право на первоочередное
получение жилой площади и обеспечение дополнительной жилой площадью в
соответствии с утверждённым списком заболеваний, дающих такое право.
2. Льготы по обеспечению лекарствами. Лекарства обеспечиваются на основе
соответствующего рецепта врача.
3. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Эти льготы составляют
не менее 50%.
4. Льгота по предоставлению бесплатных мест на автостоянках для специальных
транспортных средств инвалидов.
Теперь о тех которые отменяются:
? Льгота, обеспечивающая 50%-ную скидку за пользование телефоном и радиотрансляционной
точкой.
? Льгота, обеспечивающая 50%-ную скидку на проезд в междугороднем транспорте
? Бесплатное и льготное обеспечение лекарственными средствами инвалидов
1, 2 и 3 групп.( напомним что раньше инвалиды 1 группы и неработающие
инвалиды 2 группы могли получать лекарства бесплатно а работающие инвалиды
2 группы и неработающие инвалиды 3 – со скидкой 50%)
? Льгота, обеспечивающая бесплатный проезд в городском, пригородном транспорте
для инвалидов, детей-инвалидов и их родителей (опекунов, попечителей и
социальных работников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами);
? Льгота, обеспечивающая бесплатное санаторно-курортное лечение для детей-инвалидов
и неработающих инвалидов;
? Льгота по обеспечению специальным автомобильным транспортом, ежегодная
денежная компенсация расходов, связанных с эксплуатацией указанных транспортных
средств;
? Льгота, обеспечивающая освобождение от арендной платы за землю и помещение
для хранения средств передвижения, имеющихся в личном пользовании инвалидов;
? Отменяется также положение о том, что организации независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате лекарств,
санаторно-курортного лечения; по транспортному обслуживанию, кредитованию,
приобретению, строительству, получению и содержанию жилья; по оплате коммунальных
услуг, услуг учреждений связи, предприятий торговли, культурно-зрелищных
и спортивно-оздоровительных учреждений в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Об изменениях.
Все остальные льготы будут компенсироваться в денежном выражении по следующей
схеме:
Инвалиды, имеющие 3 степень ограничения к трудовой деятельности (1 группа
инвалидности) - 1400 руб.;
Инвалиды, имеющие 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности(
2 группа инвалидности) - 1000 руб.;
Дети-инвалиды – 1000 руб.;
Инвалиды, имеющие 1 степень ограничения способности к трудовой деятельности
(3 группа инвалидности) - 800 руб.;
Инвалиды, не имеющие степени ограничения способности к трудовой деятельности
- 500 руб.
Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату
по инвалидности согласно закону «О социальной защите инвалидов» и на выплату
по другому законному основанию, ему предоставляется либо ежемесячная денежная
выплата по инвалидности либо по другому федеральному закону по выбору
гражданина.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным
органом Пенсионного фонда РФ. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты
может направляться для предоставления инвалиду набора социальных услуг
в соответствии с законом N 178 ФЗ <О государственной социальной помощи>
В состав предоставляемого инвалидам и детям инвалидам набора социальных
услуг включаются следующие социальные услуги:
1. Дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предусматривающая
обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача(фельдшера).
2. Предоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских
показаний - 400 руб.
3. Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также
междугороднем транспорте к месту лечения и обратно - 50 руб.
Граждане, имеющие ограничение к трудовой деятельности 3 степени, а также
дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй санаторно-курортной
путевки и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугороднем
транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего лица.
Всего набор социальных услуг будет стоить 450 руб. Данный социальный пакет
предоставляется сроком на один год и ежегодно переоформляется. С утратой
инвалидности предоставление набора социальных услуг прекращается. Гражданин
может подать заявление об отказе от набора социальных услуг полностью
либо от отдельной социальной услуги путем подачи заявления в территориальный
орган Пенсионного фонда РФ до 1 октября текущего года. В случае, если
в указанные сроки гражданин не подал заявление об отказе от получения
социальных услуг в следующем году, то они продолжают предоставляться.
Однако в 2005 году инвалиды не будут иметь возможности отказаться от предлагаемого
государством социального пакета стоимостью 450 рублей. Это станет возможным
лишь с 2006 года. Социальный пакет в следующем году предоставляется государством
в обязательном порядке и включается в общий размер денежных компенсаций.
На практике это будет выглядеть так. В 2005 году ребёнок-инвалид имеет
право на компенсацию льгот в размере 1000 рублей. На руки родители получают
550 рублей. Остальные 450 – это стоимость социального пакета. Начиная
с 2006 года возможно будет получить всю сумму наличными, отказавшись от
социальных услуг, предлагаемых государством.
Существуют и другие субсидии, например, на оплату жилья и коммунальные
услуги. Они напрямую связаны с уровнем дохода семьи. При этом ежемесячная
денежная компенсация льгот не является доходом гражданина и не включается
в совокупный доход одиноко проживающего гражданина или его семьи. Это
важный момент при определении права на получение субсидии на оплату жилья
и коммунальных услуг.
Теперь немного об изменениях системе и полномочиях органов государственной
власти:
Служба медико-социальной экспертизы (орган основной задачей которого
является определение и назначение группы инвалидности и разработка индивидуальной
программы реабилитации ) переходит в федеральное подчинение.
Субъекты Федерации с 1 января 2005 года будут лишены права принимать законы
и иные нормативно-правовые акты о социальной защите инвалидов; разрабатывать
и принимать региональные программы в данной области, а также утверждать
и финансировать региональные перечни реабилитационных мероприятий средств
и услуг, пре доставляемых инвалидам бесплатно(предполагается существование
только федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно при условии
включения их в ИПР); устанавливать льготы инвалидам или отдельным категориям
инвалидов на территории субъекта. Тоесть, теперь в субъектах не могут
приниматься законы улучшающие положение инвалидов (например устанавливающие
дополнительные льготы) по сравнению с федеральным законодательством).
Наименования конкретных государственных органов, ответственных за те или
иные вопросы, заменяется неопределенным понятием "уполномоченные
органы". (например в законе говорится что ИПР будет разрабатываться
и утверждаться уполномоченным органом, осуществляющим руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, этот орган будет определен
Министерством здравоохранения и социального развития.) Общественным организациям
инвалидов будут отменены все налоговые и иные льготы.
Изменения касающиеся доступности зданий и других обьектов социальной
инфраструктуры для инвалидов:
Этим законом отменяется положение о том, что разработка проектных решений
на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования
с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.
Денежные средства, полученные от взыскания административных штрафов по
ст.9.13 КоАП РФ «уклонение от исполнения требований по созданию условий
для беспрепятственного доступа инвалидов», зачисляются в доход федерального
бюджета, также отменено положение что денежные средства от взыскания этих
штрафов используются целевым назначением только на осуществление мероприятий
по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов.
Изменения касающиеся трудоустройства и занятости инвалидов
Изменяется численность сотрудников предприятий, для которых устанавливается
квота рабочих мест для инвалидов (с 30 она повышается до 100). Квота устанавливается
законодательством субъектов и может быть не менее 2 и не более 4%.(в Нижегородской
области в соответствии с законом «о квотировании рабочих мест» эта квота
составляет 3%.) Также отменены положения закона «О социальной защите инвалидов»
о финансировании специальных рабочих мест для инвалидов за счет средств
федерального бюджета и средств бюджетов субъектов и о том, что работодатели
при невыполнении квоты ежемесячно вносят в бюджеты субъектов плату за
каждого нетрудоустроенного инвалида. Из Закона о социальной защите инвалидов
исключается норма о признании инвалида безработным Порядок признания инвалида
безработным будет регулироваться законодательством о занятости.
И напоследок еще несколько интересных фактов:
Фактически отменяется понятие "группа инвалидности", вместо
этого закон вслед за пенсионным законодательством вводит понятие "степень
ограничения к трудовой деятельности". С момента вступления в силу
закона органы МСЭ будут устанавливать факт инвалидности и степень ограничения
к трудовой деятельности( трех степеней) всем, за исключением детей-инвалидов,
категория "ребенок-инвалид" остается.
Законом вводится новое понятие – социальная поддержка инвалидов Социальная
поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии
инвалидам, устанавливаемая законодательными и иными нормативными правовыми
актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Также вводятся изменения, касающиеся средств реабилитации: исключается
понятие "иные средства реабилитации", остаются только технические
средства реабилитации. Средства для передвижения (включая транспортные
средства с ручным управлением) исключаются из технических средств реабилитации.
Обеспечение техническими средствами реабилитации будет осуществляться
на основании только медицинских показаний без учета социальных критериев
из средств федерального бюджета.
Андрей Пахомов - юрисконсульт НРООИ "Инватур"
(г. Нижний Новгород)
Изменения в основной закон об инвалидах или замена льгот на денежные компенсации