Что ждет благотворительность в России?
Проводимый МООИ «Социальная реабилитация» опрос об отношении населения к благотворительной деятельности в Нижегородском регионе дает неутешительные результаты. По предварительным итогам, большинство граждан относятся к благотворительной деятельности крайне негативно, видя в ней форму «отмывания» денег, а также способ понравиться властям. Уровень осведомленности о существовании благотворительных фондов и некоммерческих организациях, действующих в нашем регионе, очень низок.
И это при том, что история развития благотворительности в России (и в Нижнем Новгороде в частности) имеет многовековую историю. С принятием христианства на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».
В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, как свидетельствует Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках.
Нижегородская благотворительность пережила пик своего развития во второй половине 19 века. Именно в это время нижегородские купцы стремились быстро и эффективно решать социальные проблемы путем продуманного целенаправленного попечительства. Например, в районе Канавино Яков Емельянович Башкиров построил начальное училище для бедноты. Умудренные жизнью купцы понимали, что многим из учеников предстоит поступать не в университеты, а на их пароходы, мельницы и заводы.
Что же привело к нынешнему упадку благотворительной деятельности?
Во-первых, нельзя не отметить, что за 70 лет советской власти понятие о благотворительной деятельности было сильно искажено.
Во-вторых, ранее существовавшее
законодательство позволяло использовать благотворительную деятельность как способ ухода от налогов.
Сейчас в России заниматься благотворительной деятельностью крайне невыгодно, так как действующее законодательство не предлагает мер морального либо материального поощрения благотворителей. Те, кто реально занимается благотворительностью, стараются делать это тихо, чтобы не привлекать к себе внимания налоговых органов.
В западных странах очень распространена система сбора пожертвований через кредитные карточки или чеки, однако в России для такого рода деятельности существуют серьезные правовые препоны. Кроме того, у нас полностью отсутствуют льготы для юридических лиц, жертвующих деньги в социальную сферу. Согласно Налоговому кодексу, деньги на благотворительность можно перечислять только из чистой прибыли, уплатив при этом 24 - процентный налог! В результате заниматься благотворительной деятельностью могут только крупные корпорации, для малого и среднего бизнеса такая деятельность не по карману.
Однако на Всероссийском форуме «Общество, благотворительность и национальные проекты» первый вице-премьер Дмитрий Медведев предложил подготовить законопроект о фондах поддержки социально значимых проектов. Таким образом, главным инструментом станут эндаументы («денежное пожертвование») - фонды, которые профессионально инвестируют средства доноров и тратят на благотворительность лишь инвестиционный доход. При этом эндаумент обладает максимальными налоговыми преференциями.
Многие эксперты уверены, что деятельность таких фондов можно строго зарегулировать - чтобы избежать использование этих организаций для отмывания денег и ухода от налогообложения.
Те же эксперты опасаются, что, как только фонды - эндаументы будут узаконены, государство может просто оставить распределение поступающих туда средств за собой, при этом определяя, куда тратить деньги. Многие полагают, что ярким проявлением этой тенденции стало принятие закона о некоммерческих организациях, что обернулось значительным увеличением объемов отчетности для НКО.
Однако, несмотря на отсутствие льгот, наложение всевозможных ограничений, объем средств, направляемых коммерческими организациями на благотворительную деятельность, достаточно велик. По данным Центра экономических и финансовых исследований и разработок, на социальные расходы компании тратят почти 17% своей прибыли. А общий объем средств, который компании ежегодно тратят на благотворительность, приближается к 1,5 млрд. долларов. Многие отмечают, что объем «реальной благотворительности» значительно превышает подтвержденный документально налоговыми органами. Это говорит о том, что фактор налоговых льгот не является решающим при ответе бизнесменами на вопрос, заниматься благотворительной деятельностью или нет. Следуя своеобразной российской традиции, благотворительность в России развивается не благодаря, а скорее вопреки позиции государства. Мы можем говорить о том, что наш российский бизнес действительно социально ориентирован.
Хотелось бы выразить надежду, что объявленный президентом РФ В.В. Путиным Год благотворительности позволит начать процесс активного возрождения традиций благотворительной деятельности и принесет столь желанные поправки в законодательство.
О.Смурова, ассистент проекта
газета "Здравствуйте, люди! июнь 2007г
благотворительность в России