Арт-терапия:
Двигаться вперед, чтобы возвращаться к истокам.
Сегодня
наша страна переживает времена, которые часто называют бесчеловечными.
Поток изменений, захлестнувший общество, рушит и калечит судьбы тех, кто
оказывается слабее других.
Проблема человека, помощи человеку, заботы о человеке становится одной
из самых важных. Во многих сферах деятельности, направленных на работу
с человеком, растет необходимость в новых подходах и практиках.
Одной из таких сфер является помощь самым беззащитным членам общества
- детям. И в первую очередь тем из них, которых называют "проблемными
социальными группами". Это дети, пережившие жестокое обращение родителей,
дети - сироты, дети с задержками в развитии, дети - инвалиды, дети-наркоманы.
Недавно, в старинном городе Нижний Новгород состоялось событие совершенно
новое и по-своему уникальное для нашей страны. Это была удивительная встреча.
Встреча детей и взрослых. Три дня творчества, общения, серьезной вдумчивой
работы….
Все это происходило в рамках проекта "Зона терапии", который
проводился при поддержке гранта фонда "Ярмарки социальных и культурных
проектов Пермь 2000" и благотворительного фонда В. Потанина.
В центре проекта - развивающаяся гуманитарная практика: арт-терапия.
Слово "терапия" в переводе обозначает лечение, слово "арт"
- искусство. Лечение искусством?
Да, но не только: арт - терапия это не только лечение в прямом смысле
слова, это радость творчества, общения. Радость, которая дает силу жить
и действовать даже тем, кто обделен здоровьем, домом, семьей….
В проекте принимали участие нижегородские дети и подростки. Это ребята
из нижегородского центра реабилитации инвалидов опорников и колясочников
"Инватур", из общественной организации "Гармония",
из социального приюта " Солнышко", из нижегородского "Спид-центра"
Это дети, которых часто называют ненормальными, "дефектными".
К
ним приехали педагоги и психологи, актеры и художники. Три дня один из
нижегородских деревянных домов был настоящей творческой лабораторией.
Достаточно было пройти по коридорам во время занятий, чтобы проникнуться
яркой и прекрасной жизнью, которую приносит людям искусство.
За одной из дверей раздавались протяжные и загадочные звуки тибетских
колокольчиков: это московский художник Герман Виноградов устраивал с ребятами
настоящие звуковые приключения. Целью своих мастер-классов Герман назвал
достижение комплекса психофизических ощущений, возвращающих к непосредственному
восприятию природы, спонтанности, свободе творческого выражения.
Другая дверь вела в художественно-философский клуб под руководством москвичей
Анны Ореховой и Алексея Кулакова, здесь велись серьезные философские беседы,
которые заканчивались тем, что и дети, и родители, и педагоги, вооружившись
бумагой и красками, устраивались прямо на полу и рисовали.
Рассуждая о целях и задачах своей работы Анна и Алексей говорили о формировании
у ребят устойчивых и позитивных мировоззренческих позиций, о повышении
внутренней культуры, о создании условий для творческого самовыражения.
За другой дверью слышалась музыка, ритмичное топанье детских ног и смех.
Это вела свою работу студия лечебной хореографии Нины Парамоновой из Москвы.
Нина - обладатель патентованной методики оздоровления детей с различными
ортопедическими заболеваниями. В основе системы - народные танцы. Индивидуально
подбираемые для каждого ребенка танцевальные движения дают нужные результаты.
В проекте "Зона терапии" участвовали гости из Самары: Наталья
Гончарова, представляла визуальную арт-терапию, в рамках которой активно
использовались формы современного искусства. Они становятся своеобразным
адаптационным механизмом для ребенка. Через визуальный образ ребенок взаимодействует
реальностью, отлаживает взаимоотношения с миром.
Другой арт-терапевт из Самары, Елена Жигарева, устраивала на своих занятиях
настоящие мини-дискотеки. Динамичные и энергетически наполненные танцы,
танцевальные упражнения стали для многих ребят началом знакомства с собственным
телом.
Интересные занятия проводили гостьи из Санкт-Петербурга: Ольга Платонова
и Альфия Шагеева. В своем городе они наработали уникальный опыт работы
с детьми с ограниченными возможностями. На базе Русского Музея ими был
создан центр музейной педагогики. Обращение к шедеврам мирового искусства
помогает многим ребятам разрешить внутренние конфликты, преодолеть страхи.
На занятиях Театральной лаборатории метода "Тот" из Москвы
ребята сразу становились и сценаристами и режиссерами и актерами.
Цель работы Театральной лаборатории - дать ребятам возможность почувствовать,
что значит действовать самостоятельно, действовать осмысленно, не по указке.
Участники лаборатории говорили о том, что их задача лишь помочь ребенку
самому пройти весь путь от замысла до реализации сценической постановки.
Большой популярностью у детей пользовались мастер-классы английских арт-терапевтов:
Роуз Вайман и Ричарда Хейхау. Они научили и взрослых и детей множеству
забавных и в то ж время очень серьезных упражнений, которые помогали лучше
узнать себя, лучше чувствовать другого человека. Английские педагоги высказали
убеждение, что каждый человек имеет творческие способности, но социальные
и прочие причины мешают людям проявить их.
Завершение встречи ознаменовалось концертом: дети, родители и педагоги
вышли на одну сцену, чтобы вместе стать творцами и свидетелями удивительного
чуда, которое дарит человеку общение и искусство.
По материалам сайта fap.ru
см. Изограф ШКОЛА ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ
Арт-терапия