МОЛЧАЛИВЫЙ МИР «ПИАНО»
Здесь многое от сказки, от • тихой музыки, от волшебства
преображений. И от жизни. Например, острая необходимость в любви...
... Порыв ветра с дождем, прохожие спешат по своим делам, спрятавшись
под зонтами. Маленькая девочка обращается с вопросом, у нее беда — потерялся
котенок. Наверное, глупыш сейчас сидит где-то, мокнет и плачет. Прохожие
останавливаются, выслушивают и, пожав плечами, торопятся дальше. Девочка
обращается к зрителям, но и те ничем не могут помочь.
Появляется старый клоун — король дождя. Он ловит осенние листья, прыгает
через лужи, поддразнивает прохожих. Клоун замечает одиноко мокнущую под
дождем девочку. Рисует волшебным карандашом зонтик и протягивает ей. Затем
отдает карандашей — на, нарисуй своего котенка! Она рисует на большом
листе, очень старательно: лапки, ушки, смешная усатая мордочка. Клоун
хочет свернуть листок в трубочку, как вдруг — чудо! — котенок оживает
и прыгает к своей хозяйке.
Спектакль-пантомима «Эхо, или игра в шесть рук» — несомненный хит театра-студии
«Пиано». Он объездил пол-мира, вызывая у зрителей щемящее чувство восторженного
прикосновения к прекрасному. Словно некий аккумулятор, он вбирает в себя
всю гамму чувств, всю любовь маленьких актеров друг к другу и к миру —
и выплескивает ее искрящимся водопадом эмоций, выраженных в движении.
Актеры-мимы представляют зрителям новеллы о любви, одиночестве, бесконечном
поиске понимания себя и мира — о тех струнах в душе, играя на которых
человек бывает то смешным, то великим. В каждой из новелл особый взгляд,
особое отношение к теме, по-этому жанр представления меняется от почти
лирической поэмы до почти клоунады. Разыгрывают эти смешные и грустные
миниатюры Пьеро и Арлекин, Скрипач и Скрипка, Повар и Цыпленок, Коломбина
и Оловянный Солдатик и другие персонажи, от лица которых актеры могут
себе позволить относиться к вечным темам одновременно с трепетом и иронией.
Для актеров «Пиано» пантомима — сценический язык, требующий от исполнителей
выбора тем - самых трепещущих, а игры - предельно искренней и виртуозной.
И конечно - согласованной, не только и не столько в ритмическом рисунке,
сколько на уровне подлинного внутреннего внимания и способности моментально
откликаться на тончайшие импульсы друг друга. Одна игра для многих рук.
— В своей работе мы как бы идем на поводу у детской фантазии, — признается
отец-основатель и художественный руководитель театра-студии «Пиано», заслуженный
работник культуры России Владимир Чикишев. — Ведь детская реальность —
это сказка. Умение видеть и ценить в жизни необычное, нетипичное, фантастическое,
умение уважать законы других миров, законы «Зазеркалья», понимание взаимосвязи
всего со всем — качества, которые естественно присущи детям и которые
мы, педагоги, преобразуем в творчество.
(К слову сказать, в театре, недавно отпраздновавшем свое 18-летие, работают
и жена Владимира Николаевича — Марина, и сын Данил. Такая вот театрально-семейная
компания).
— Главный принцип нашей работы — творческая свобода, — продолжает разговор
Данил Чикишев. — Для нас важно, чтобы дети нашли применение своему сегодняшнему
творческому потенциалу. Они очень быстро растут и меняются — вчера ему
хотелось танцевать, сегодня просто смотреть, а завтра — захочется рисовать.
Наша задача — позволить этому потоку проявиться и помочь ребенку найти
себя. Постоянная труппа состоит из 10-15 человек, а всего через театральную
сцену прошли более 150 воспитанников школы-интерната в возрасте от 7 до
16 лет.
Уникальная по форме и содержанию воспитательного процесса система дополнительного
образования детей и подростков при Нижегородской городской школе-интернате
глухих детей существует с 1986 года. Основная ее задача — создать условия,
при которых талантливые дети, лишенные слуха, имели бы возможность полноценной
творческой деятельности на равных и вместе со своими нормально слышащими
сверстниками. Разработана специальная программа, включающая в себя обучение
детей театральным дисциплинам, а также активное участие труппы в концертах,
фестивалях, конкурсах, где среди участников и зрителей не выделяются люди
с ограниченными, как это принято считать, возможностями, где общение происхо-дит
на творческом уровне. Здесь они осваивают движение, ритмику, элементы
танца, клоунады, классической пантомимы, изобразительное и бутафорское
искусство. «Пиано» — лишь зримая часть, вершина огромной работы. Театр-студия
«Пиано» включен в Единый реестр российских театров. В его репертуаре есть
авторские спектакли, концертные программы различных жанров.
С 1999 года совместно с институтом «Открытое общество» коллектив участвует
в реализации проекта «Эхо» - международной программы по обмену опытом
реабилитационной работы с детьми с помощью театра. Он стал лауреатом двадцати
пяти международных фестивалей, в том числе таких известных, как Международный
фестиваль искусств, проходивший в 1995 году в Турции, британский театральный
фестиваль «Theatre in sign», Всемирный фестиваль детских театров AITA
в Германии. Вообще с Германией «Пиано» связывают самые теплые воспоминания.
В последние годы именно немцы регулярно приглашают российский театр на
всевозможные творческие форумы. А сейчас в Нижнем ждут делегацию не-мецких
студентов, желающих перенять уникальный опыт.
Кто они, актеры «Пиано»? Они — дети! Яркие, непосредственные, талантливые!
Но большинство из них не слышит. Эта особенность, воспринимаемая обычно
как ущербность, с лихвой компенсируется повышенной активностью других
сторон чувственного восприятия. Усиливается роль зрения и тактильной чувствительности.
Поэтому для педагогов они творчески интереснее детей с «комплексом полноценности»,
интереснее и душевно взрослее тех, кто никогда не задумывался о том, что
такое слух и способность выражать свои чувства.
Они осваивают приемы театрального мастерства и основы искусства. Они постигают
мир через движение, через пластику и ритм. Они слушают видимую музыку
— музыку света и цвета — и воплощают ее на сцене.
В театре «Пиано» движение к самому себе, обретение личности — это самопознание
и самодисциплина, пластика не только перед зеркалом, но и пластика как
зеркало. Движение к здоровью — не только хорошая физическая подготовка,
гармоничный двигательный тренинг, но и умение общаться, школа до-верия.
В течение нескольких лет педагоги театра-школы «Пиано» осваивали опыт
международной театральной педагогики по программе «Workshop», которая,
по существу, является мощной реабилитационной программой для людей разной
национальности, разной профессиональной принадлежности, разного возраста,
при участии инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями опорно-двигательной
системы и т.д. «Пиано» в Нижнем Новгороде — не просто театр-школа пантомимы,
это целительный мир искусства, открытый каждому.
М.КОНДРАТЬЕВ
газета "Здравствуйте, люди"
№3 2004г.
МОЛЧАЛИВЫЙ МИР «ПИАНО»