На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Такси Гостиницы в Н.Новгороде Сотовая связь и интернет в Н.Новгороде Работа Отдых Знакомства в Н.Новгроде а также информация для нижегородцев с инвалидностью
Отдых

Общедоступные Туалеты (WC) Н.Новгорода

www.AnisNN.ru

Доступный Отдых
wc.nn.ru
Аллеи и Скверы | Парки и Лесопарки | Пляжи и Фонтаны | Карта сайта

Выбери себе
WC

Нижегородские WC
Московские WC
Клубные WC Москвы
Питерские WC
Питерские WC глазами туриста

Пресса о WC
Международный день туалета
Биде - для чего и как?
Варианты компоновки биде
Варианты компоновки биде
Велика Россия, а пописать негде!
Где купить билет в туалет?
Строение неизвестного архитектора
Полет бычка в очко
Подгузники для господина мэра
На ЧЕМ думаем?
Праздник, который касается всех
Реклама не пахнет
Сиденья для унитаза с рисунком

К сведению
Из истории вопроса
Из истории терминов
Надписи на стенах WC
Не льсти себе - подойди поближе (над писсуаром мужского WC)...
Сортир, дверь,  фрагмент рисунка

Фотозарисовки

Литература:
Китай: Туалеты и урны

Туалеты и урны в культурах народов мира:
Китай, Корея, Иран



Об авторе книги: Александр Иосифович Липков

 

Такси в Н.Новгороде

Гостиницы в Н.Новгороде

Сотовая связь и интернет в Н.Новгороде

Общение в Н.Новгороде

Санаторно-курортные учреждения

Н.Новгород в Сети

Доступность архитектуры в Н.Новгороде

пандусы

Е. Г. Леонтьева Доступная среда глазами инвалида

Каталог элементов архитектурной среды жизнедеятельности маломобильных групп населения

Инвалиды - язык и этикет
(терминология)

Александр Иосифович Липков.

Толчок к размышлению, или Все о сортирах.

М.: Коллекция "Совершенно секретно", 2001. - 288 с.

Толчек к размышлениюИздательство: Коллекция "Совершенно секретно"
Место издания: Москва
Год издания: 2001
Количество страниц: 288
Тираж: 15500
Вес: 250
Размеры: 13x21
Переплет: твердый
ISBN: 5-89048-098-7

В Токио есть музей истории туалета, а в Сиднее можно увидеть первый общественный WC, сохраненный для потомков благодарными жителями города. У нас же история столь важного вопроса в жизни человека изложена пока только на бумаге - в недавно вышедшей книге "Толчок к размышлению, или Все о сортирах". Где появились первые туалеты и какими они были, опыт разных стран и русские традиции, связь культуры и политики с состоянием туалетов, настенные надписи и тематические анекдоты - в этой книге и правда есть все. И даже больше: автор книги, известный искусствовед Александр Липков, наполнил свое исследование цитатами из литературы и кино, байками из жизни исторических и ныне здравствующих персонажей. "Толчок к размышлению" - информативное и страшно увлекательное чтение, несмотря на присутствие неблагозвучной тематической лексики. А чего стесняться? Все там были....

Книга, собственно, об том и есть, что нарисовано на обложке. Вполне стандартно для бывшего Советского Союза.


Идею книги подсказал автору - Александру Липкову, доктору искусствоведения, Андрей Кончаловский.
Из предисловия: "Возможно, кому-то эта книга покажется скандальной. Обещаю, что точно такой же будет и навеявшая ее телесерия. Ну не все же научные факты излагать скучно и пафосно: наука, да и вообще любое познание, дело живое, веселое - о чем-то можно поговорить и с улыбкой, и с горечью, тем более что и для того и другого в этой теме места хватает."

Книга прекрасно подходит под определение «развлекательно-интеллектуальное чтение». А о чем же она - я вам рассказывать все-таки не буду, не хочу лишать удовольствия открыть первую страничку и…

http://www.proua.com/?do=rub&cat=new&id=4879

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕП ИЛИ ОПЫТ СОРТИРОЛОГИИ

Автор книги "Толчок к размышлению, или Все о сортирах" - не скандальный журналист типа Отара Кушунашвили или Сергея Доренко, но серьезный ученый, доктор искусствоведения. Тема его диссертации - "Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона". Не очень привычная для искусствоведения проблематика, но, видимо, именно любовь к аттракционам подвигла господина Липкова к сочинению на столь щекотливую тему.

Высокий научный статус автора, казалось бы, находится в противоречии с объектом исследования - туалет, сортир, нужник, толчок и т.п. Александр Липков ухитрился охватить, практически, все бытийные аспекты темы - от туалетной истории народов мира до анекдотов, газетных сенсаций, экскурсов в искусство, религию, политику и экономику. Материал для своего исследования он находит и в художественной литературе от Франсуа Рабле до Тимура Кибирова и Евгения Евтушенко, и в священных книгах - Библии, Коране, в документах вермахта и московского правительства и т.д. Он собирал его в тиши научных библиотек и в Интернете. Собственный эмпирический опыт играл, разумеется, тоже не последнюю роль.

Замысел книги принадлежит Андрону Кончаловскому. "Еще в 90-х Кончаловский загорелся идеей сделать документальный фильм о русском сортире, - пишет Липков. - Я должен был участвовать в этом проекте, писал заявку - не состоялось. Не нашлось денег" (с.267). Многолетнее сотрудничество привело их, в конце концов, к работе над сценарием большого публицистического сериала под названием "Культура - это судьба". "По сути, книга эта - историческое исследование на тему: как человек пользуется отхожим местом. Возможно, кому-то она покажется скандальной. Обещаю, что точно такой же будет и телесерия. Но не все же научные факты надо излагать скучно и пафосно, о чем-то можно поговорить и с улыбкой, и с горечью" - пишет А. Кончаловский в Предисловии к туалетоведческому исследованию Липкова (с.6).

Уже само название книги - "Толчок к размышлению", особенно слово "размышление", настраивает на философский лад. И действительно, в процессе чтения ты понимаешь, что ее идейный посыл предполагает в читателе именно человека, способного к логико-культурному, ассоциативному восприятию текста. Однако продолжение названия - "все о сортирах", указывает на то, что вектор авторских размышлений направлен не вверх, к возвышенному и идеальному, а совсем наоборот - к низкой прозе жизни, к тому, о чем человек привык стыдливо умалчивать. Понятие "толчок" трактуется двояко: и как импульс к мыслительной деятельности, некий "пассионарный взрыв", в терминологии Льва Николаевича Гумилева, и как слово, в просторечье обозначающее туалет.
Жанр книги Липкова явно тяготеет к амбивалентности. С одной стороны, это - пересказывание баек и скабрезных анекдотов. "Погружаясь в сортирную яму, думаю: а надо ли? Не ерундой ли занимаюсь? Треплемся, в общем" - не без цинизма заявляет автор (с.172). Воистину, в книге предостаточно пикантных историй, произошедших с известными политическими деятелями, режиссерами, артистами и т.д., зачастую конфиденциально рассказанные автору книги. А уж палитра анекдотов и их нецензурная лексика ... Но сейчас так принято: называть вслух и в открытой печати все вещи своими именами. Отточия встречаются все реже.
С другой стороны, книга претендует на жанр серьезного исследования, выполненного человеком с высоким научным статусом. Буквально с первых же строк А. Липков определяет ее принадлежность к культурологическому направлению. "Пишут, что в Англии открывают Музей туалета. Для чего этот музей жителям английского города Стоука, понятно: для туристов приманка. Но кто за все это платит? Платит государство, отвалившее грант в миллион фунтов стерлингов. Для чего государству тратиться? Как я понимаю, тратятся они на национальную культуру. Потому какая же культура без цивилизованного унитаза? Ну а тому, что на один этот музей отписан чуть ли не годовой бюджет нашего Министерства культуры - это момент отдельный. Что тут остается делать? Остается завидовать" (с.9).

Есть и другой аргумент в подтверждение культурной ориентации автора. Господин Липков ссылается на третью главу вузовского учебника "Культурология" доктора философских наук, профессора Павла Семеновича Гуревича и цитирует из нее следующее: "На международном конгрессе по культуре работало много секций, круглых столов, семинаров. Обсуждалось множество общих и частных вопросов. Точки зрения и определения, теории и гипотезы чаще всего не совпадали, но что-то все-таки объединяло эту разноязычную армию научных работников, обслуживающего персонала и корреспондентов.

- Меня не спросили, - пробурчал под нос старый сантехник, оказавшийся невольным свидетелем интервьюирования маститого ученого, затруднившегося ответить на "простой" вопрос "что такое культура?" - Культура - это исправный туалет. Еще в школе учитель говорил, что цивилизация начинается с канализации. Не исключено, что он был недалек от истины" (с.11).
В общем-то, сейчас стало модным, рассуждая о культуре, оперировать туалетно-унитазными сравнениями. Так, известный тележурналист Виктор Шендерович, отвечая на вопрос "Если мы такие умные, почему такие бедные?" сказал: "Мы такие бедные именно потому, что думаем, что мы такие умные. Не надо путать культуру и цивилизацию. Уровень культуры - это Чайковский, Толстой, Рахманинов, а уровень цивилизации - это запах в туалете. И гордость, что ты принадлежишь нации, давшей миру Льва Толстого, не должна мешать бороться с запахом…" (АиФ, №23, 2000, июнь).

Культура - понятие широкое и многозначное. А. Липков выделяет в культуре три фундаментальных позиции: политика, религия, этика и искусство. Размышления на туалетную тему так или иначе группируются вокруг этих четырех ипостасей человеческого бытия, четырех аспектов и граней мировой культуры.

На "сортирно-фекально-канализационную" тему в приличном обществе либо совсем не принято говорить, либо - говорить не всерьез, шутливо, иронично, иносказательно. "Отечественная наука еще не отдала должного величию творения по имени "унитаз", - замечает Липков. - Тщетно искал я статью с таким названием во всех изданиях Большой советской энциклопедии, в Технической энциклопедии и даже в дореволюционном Брокгаузе и Ефроне. Нет ее! Видно считается, что предмет сей не стоит упоминания, равно как и творцы-изобретатели, положившие на создание этого мерила цивилизации свой талант, вдохновение и лучшие годы жизни" (с.19).Чтобы устранить вопиющую несправедливость, господин Липков инициирует на полном серьезе новое научное направление - "сортирологию". Выступая сам в роли первого отечественного сортиролога и туалетофила, он, как и положено в классическом научном исследовании, дает подробную историю, теорию и методологию вопроса.

Для начала автор "Толчка" консолидирует свою точку зрения с коллегами, ведущими отсчет мировой цивилизации не от возникновения письменности, например, или создания первых орудий труда, а с изобретения туалета. Как выясняется, туалетные приспособления насчитывают не одно тысячелетие, и человек основательно поработал над обустройством мест, "к коим, как пишут на их же стенах, не зарастет народная тропа" (с.16). По мнению коллеги А. Липкова по сортирологии Джулии Л. Хоран, первый прообраз современного туалета появился более 3000 лет до н.э. в Месопотамии. Археологические раскопки на территории Китая, Египта и нынешнего Пакистана показывают, что примерно в этот же период и там уже существовали сооружения со стульчаком и механизмом для спускания воды, подземные системы сточных каналов. "Подумать только, - восхищался этим обстоятельством итальянский археолог Габриель Мандель, - в Древнем Востоке туалеты были даже в скромных домах, тогда как в Версальском дворце их не было ни одного даже спустя целых четыре тысячи лет!" (с.17-18).

А вот древние греки, сделавшие великие открытия во всех областях духовной жизни, канализации не придумали. Во время пиршеств и философских бесед великие мудрецы вроде Платона и Аристотеля, не считали зазорным, задрав тунику, опорожниться прямо вблизи стола. Другое дело - римляне, создавшие Cloaca maxima - совершенную канализационную систему в 5 метров шириной.
Исторический экскурс ведет нас через "помещения для отправления естественных потребностей" в средневековых замках и итальянских палаццо эпохи Возрождения. Оказывается великий Леонардо да Винчи проявил свои гениальные способности и в деле туалетостроения тоже. Он спроектировал для короля Франциска I туалет со смывом, однако чертежи с канализационными каналами и вентиляционными шахтами так и остались на бумаге вместе с его же неосуществленными проектами вертолетов и подводных лодок.
Объектом внимания автора книги становятся также и ночные горшки: совсем древние, относящиеся к V веку до н.э., греческие и римские, средневековые горшки-кубки "двойного назначения" (из них пили, в них же и опорожнялись), японские, французские и т.д. Лепнина и росписи унитазов и ночных горшков - это великая "картина мира": пейзажи, звери и птицы, лягушки, квакающие при заполнении и опорожнении посуды, почти романные картинки, прослеживающие целую жизнь - от счастливой влюбленности до безнадежной каторги семейной жизни, поучительные надписи на стенках и донцах и т.д.

Лейтмотивом через все сортирологическое исследование Александра Липкова проходит мысль, что "культурная физиология" - часть мировой культурной истории, и без нее ментальность того или иного народа, его национальные особенности не могут быть до конца осмыслены. Россию и здесь "умом не понять". Так, история сортирных дел на Руси напрямую соотносится автором книги с общими ментальными характеристиками россиян. Как говаривал еще Петр I: "Всем известно, что наши люди ни во что сами не пойдут, ежели не приневолены будут". Еще проще выразился другой государственный деятель: "Для того чтобы заставить русского человека сделать что-нибудь порядочное, надо сперва разбить ему рожу в кровь". На эту же тему автор книги приводит анекдот. Британский музей решил собрать экспозицию национальных туалетов со всего мира. Из России прислали длинную узкую коробку, в ней - две палки, одна с заостренным концом. Ученые англичане долго думали, как же пользоваться сортиром, но так ничего и не поняли. Запросили инструкцию. Пришла инструкция: "Палку №1 вбивать в землю - вешать ватник. Палкой №2 - отгонять волков" (с.11).
Первый унитаз в России появился, оказывается только в 1880 году. О том, как были устроены в России уборные, мы сегодня доподлинно знаем благодаря … японцам. Некий капитан шхуны в книге воспоминаний о скитаниях в северных морях оставил подробные описания отхожих мест в нашем отечестве. Эти сведения приводит в своей книге "Беседы о русской культуре" замечательный ученый Юрий Михайлович Лотман.

Возможно, кто-то из российских режиссеров недалек от создания игрового художественного фильма "Особенности национального сортира". Чем хуже "национальной рыбалки или охоты"? Наверняка центральным персонажем такого фильма может быть "золотарь" - ассенизатор, который по ночам, сидя на телеге в веревочном сидении перевозил в бочке нечистоты из города в специально отведенные для этого места.

Особая тема - политическое и идеологическое значение сортира (или ночного горшка, или туалетной бумаги и т.п.). Одна из глав книги так и называется: "Говно и политика. Что лучше?" В советские времена борьба с пережитками прошлого выражалась в уничтожении храмов и постройке на этом самом месте общественного туалета. Так было в Симферополе, пишет А. Липков, и, конечно, не только там. Военно-политическая история представлена, например, таким экспонатом: ночной горшок и на его днище изображен портрет Гитлера. Как просто и эффективно! Не надо взрывать бомбы и совершать другие террористические акты, достаточно сесть и сделать … Ну, сами знаете что.

Во времена французского абсолютизма, когда за членами королевской фамилии ходили слуги с горшком и салфеткой в руках, бытовала фраза: "Пока они в фаворе, мы подставляем им горшок - чтобы потом, когда они впадут в немилость, вылить все их дерьмо им же на головы". Универсальная формула взаимоотношений власти и ее ближайшего окружения! При смене политических "элит" в современной России она действует неукоснительно.

Политическое осмысление темы невозможно себе представить без идей вождя мирового пролетариата. В статье "О значении золота теперь и после полной победы социализма" Ленин писал: "Когда мы победим в мировом масштабе, мы сделаем из золота общественные отхожие места…". Эффектно сформулированный тезис вождя не одно десятилетие вдохновлял как его сподвижников, так и противников. "Увы, не себе, ни пролетариям планеты Ленин золотого унитаза не обеспечил, - сетует Липков. - Зато забросил в умы семя великой мечты. Ныне туалет из чистого золота существует. Его изготовил ювелир из Гонконга. Стоит это удовольствие без малого шесть миллионов долларов. И что примечательно: вдохновлялся ювелир именно ленинскими идеями" (с.125). Золото - не просто драгоценный металл, но и метафора, аллегория, единица измерения в иерархии ценностей. Унитазы, сортиры с их наполнителями - антитеза золоту. И, вместе с тем, противоположности сходятся: ассенизаторов в России называли золотарями.

Туалетная бумага также может стать действенной формой политической пропаганды или борьбы со своими оппонентами. Американцы после терракта 11 сентября для поднятия духа нации стали выпускать туалетную бумагу с портретами Усамы бен Ладена. "Представляете, как раскупали бы зюгановцы бумагу с портретами Чубайса! - восклицает автор "Толчка к размышлениям". - А правые и яблочники - с портретом Ленина! А Жириновский, так тот вообще потребовал бы, чтобы выпускали бумагу именно с его портретом. Это ж только подняла бы боевой дух его партии, сплотило б ее ряды!" (с.90-91)

Политический взгляд из оконца сортира был бы неполным, если не вспомнить прекрасный новояз постсоветской эпохи - ампиловско-зюгановский термин "дерьмократы". Соотношение понятий "политика", "демократия", "культура", "сортир" - любимая тема ближайшего друга автора книги - Андрона Кончаловского. Для него сортир - самая политически злободневная, наиактуальнейшая тема. "В стране грязных туалетов демократии не будет! Не политика определяет культуру, а культура - политику. Демократия западных стран неотделима от вроде бы мелких бытовых проявлений - таких, как чистота в общественном туалете, уважение к закону, соблюдение правил уличного движения. Вот когда мы научимся содержать в чистоте общественные сортиры, тогда можно поговорить и о демократии. Построим сортиры - построим и демократию" (с.268-9).

Мировые религии, оказывается, также совсем не чужды были вопросов, связанных с отправлением естественных надобностей и поведением в отхожих местах. Сортирное поведение язычника и атеиста продиктовано верой в плоть и только плоть. Другое дело - человек верующий. Так, в Талмуде среди прочих предписаний, как должно вести себя еврею, есть подробные правила-инструкции и на сей счет. Все расписано, все должно неукоснительно соблюдаться. Пространную выдержку из Талмуда читатель найдет на страницах 64-67 книги Липкова. Ислам, как и иудаизм, очень внимателен и щепетилен ко всему, что связано с чистотой и правилами гигиены. "Чистота - половина веры" - сказал посланник Аллаха. Отсюда и жесткая регламентация любой мелочи поведения правоверных в туалете. Многим современным мусульманам такие требования кажутся чрезмерными. "По шариату, чтобы просто сходить в туалет, надо в определенной последовательности сделать почти 120 движений" - жаловался один сириеец, эмигрировавший (видимо по этой причине) в Россию (с.69). Бегло пройдясь по правилам отправления естественных потребностей в буддизме, Липков задается сакраментальным вопросом: "А что же предписывает по части поведения в туалете христианская религия?" И сам себе отвечает: "Ничего не предписывает. Суть христианской религии иная: она апеллирует к свободе". Свое умозаключение он подкрепляет цитатой из Г. Федотова: "Христианское средневековье, которое было родиной всей нашей культуры, как отличной от культуры классического мира, было и родиной свободы" (с.71). Свободолюбивый дух российской культуры "веет" и в отхожих местах: не о том ли говорил профессор Преображенский в "Собачьем сердце", не о том ли и анекдот о двух палках?!

Искусствоведческий блок исследования Липкова на диво богат известными именами и разнообразен художественными текстами. Еще со студенческих времен запомнил будущий сортиролог веселый стеб - песенный цикл своего институтского товарища под названием "Унитазиада". Он представлял собой ничто иное, как переиначивание на сортирно-фекальный лад песенных шлягеров тех лет (см. отрывки на с.25). Здесь же читатель сможет найти (возможно, кто-то даже соблазнится и поставить на сцене!) заимствованную из интернетовских сайтов анонимную трагедию "Гамлет идет в туалет".

Если придерживаться хронологического порядка, то следующим автором следует назвать Франсуа Рабле и его знаменитый роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" (в книге почти полностью приведена глава о том, как Гаргантюа "изобрел" замечательную подтирку - живого теплого и нежного … гусенка). Конечно, не обойден вниманием и Владимир Маяковский, у которого в поэме "Хорошо" есть краткий диалог по теме:
- Куда идешь?
- В уборную
иду.
И у Маяковского же:
Уважаемые
товарищи потомки,
Роясь
в сегодняшнем говне,
Наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
Профессор,
Снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе,
ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный …"

Автора-сортиролога особенно восхищает яростный ритм и шокирующая откровенность рифмы "говне - мне".

Кроме того, Липков приводит выдержки из Виктора Шкловского ("Сентиментальное путешествие"), из булгаковского "Собачьего сердца" - "Разруха не в клозетах, а в головах", из романа Юрия Олеши "Зависть", поэмы Тимура Кибирова "Сортиры", которую автор неоднократно цитирует по разным поводам, песни, частушки и т.д.

Что же остается в "сухом остатке" после прочтения данной книги? Смешение жанров - "культурологический треп" или "культурология в анекдотах и сортирых историях" - оставляет впечатление "культурной провокации". Как в случае с великим мистификатором Сальвадором Дали. Когда смотришь на его картины, думаешь: действительно ли он гениальный живописец? А может быть он просто "дурит" всех нас, стоящих с серьезными физиономиями перед его бредовыми полотнами? Искусствоведение в союзе с культурологией дает … сортирологию. Эта метаморфоза сродни поэтике сюрреализма.

Автор претенциозен: в названии книги он утверждает, что собрал всю информацию о сортирах. Конечно, это сильное преувеличение. Перед нами не энциклопедия, но серия анекдотических историй с философско-психо-культурологическими комментариями. Книга Липкова вполне органично вписывается в современный литературный контекст. Работы Э. Лимонова, В. Сорокина и др. вызывают болезненную реакцию, пожалуй, только у полных ретроградов. Большинство относится к этому явлению спокойно: хочешь - читай, не нравится - отложи в сторону и возьми что-то другое. Однако при всей моей толерантности к такого рода литературе, все же в разделе "Писать на стенке туалета…" автор хватил через край, чувство меры ему явно изменило. Здесь уместны такие понятия, как "пошлость", "вульгарность", "дурновкусие", "хамство" - элементарное неуважение к читателю …

Современные ученые Л. Баткин, В. Библер, Ю. Лотман утверждали, что культура - это не музей, где собраны одни шедевры, образцы идеального, прекрасного, разумного. Культура, если перефразировать известную строчку Ахматовой, растет из самого что ни на есть "сора". Из нее ничего нельзя произвольно выбросить или, наоборот, искусственно навязать. В нашем же отечестве всегда любили "подчищать" культуру: то боролись с эротикой, то выбрасывали слова "Бог" и "Царь". Теперь вот "мочат в сортире" на площади перед Большим театром книги В. Сорокина. Мы хорошо знаем из истории, куда ведет дорога этих очередных "Идущих вместе". "Культуре все на пользу и на здоровье, был бы в этом живой смысл" - писал Л. Баткин в статье "Неуютность культуры".

Тема человеческого низа тоже имеет право на существование как культурный феномен. Другое дело - как и для чего это делается, есть ли в данном случае тот самый "живой смысл". Может быть, это только дань моде, желание эпатировать читателя, вызвать интерес к своей персоне и "раздуть" очередной скандал. У Липкова нет эстетизации "низменного", скорее - наоборот, есть попытка дать объективную картину отношения к теме, проследить, как отражались этнические, политические, нравственные, эстетические и т.д. моменты в ее историческом освещении.

"Не хочется, да и невозможно ставить точку в конце этого сочинения, - замечает А. Липков в последней главе книги под названием "Космические горизонты". - История сортира совсем еще не закончена. Она, можно сказать, в самом пике расцвета. Бьет ключом творческая мысль…" Как говорится, специалисту лучше знать и флаг ему в руки. От себя только могу добавить: все, кому я показывала или цитировала книгу "Толчок к размышлению, или Все о сортирах", спрашивали где ее можно купить. Спрос есть, а значит, предложение не заставит себя долго ждать.

Так уж у нас заведено, в России: живем от кампании до кампании. То с алкоголизмом боремся и вырубаем виноградники, то ратуем за трудовую дисциплину, теперь вот настала очередь разработки сортиртной темы. Что дальше?

Вера Сальникова

Материал подготовлен при содействии Московского Бюро по правам
человека
103045 Москва, а\я 18
Тел. 2073913, факс 2076069,
http://www.sem40.ru/arts/kniga73.htm

 

Алесь Давыдчик
СНЫ О ЧЕМ-ТО БОЛЬШОМ, или СОРТИРОЛОГИЯ.by

  ОТХОЖЕЕ МЕСТО (УБОРНАЯ) Видеть во сне уборную с человеческими экскрементами - хороший знак, предвещающий улучшение материального положения, неожиданную прибыль или выгоду. Если во сне вы вошли в современный туалет, ждите неприятностей: друзья обманывают вас и вынашивают недобрые планы против вас.

Сортиры переполнены ситуациями, о которых не рассуждают публично и о которых не принято писать. Но места эти жизненно важны, удовлетворяя как и физиологическую потребность, так и эстетическое чувство. Это показательные места. И дело не в том, чтобы описывать (в смысле - раскрывать) тему нецензурными словами или представлять непристойные ситуации: просто нужно поставить ее в такой контекст, который не предполагает ассоциаций с реальностью.

Тем не менее, обойтись без контр-иллюстрации нельзя. Необходимо четко обозначить ту явь, которую скрывают сортиры и о природе которой люди, скорее умрут, нежели станут думать. Собственно, многие так (и правильно) поступают. Стоит предупредить, что нижеследующий абзац (похищенный на Yulya Fridman's LiveJournal) явит реальность. Поэтому я, например, ужаснувшись оригиналу, предварю его цензурную рецитацию тем, что хлебну из склянки с валокордином. За отсутствием коньяка. Рекомендую коньяк.

Не так давно по одному из каналов показали иноземную телепередачу о нравах приматов. В начале была обзорная картинка. Вольер, внутри - орангутанг перед охапкой травы. Далее последовали разнообразные ракурсы процесса еды этого самого близкого человеку биологического "родственника". Комментатор сообщил, что у орангутангов очень большой живот. Камера показала живот крупным планом. Комментатор: "орангутанги травоядны, в желудках у них особые, как у людей, бактерии, которые помогают переваривать растительную пищу". Потом было сказано, что прожорливым вегетарианцам трудно переваривать большое количество пищи и они мучаются метеоризмом. Когда это было произнесено, камера спокойно продемонстрировала заднее место орангутанга. Оно в самом деле стало мучаться метеоризмом, если использовать замечательное русское слово с шестью согласными подряд - "взбзднуло" по-взрослому. Потом комментатор сказал, что орангутанги долго испражняются. Смотреть передачу дальше, сообщает свидетельница (госпожа Фридман) без окончательной утраты человеческого достоинства, стало невозможно. Как и знакомиться с этим научно-популярным фильмом в пересказе. Пускай и цензурном. Но валокордин (коньяк) уже должен действовать. Камера аккуратно, вблизи, показала, как орангутанг испражняется, действительно долго. Оттуда лез длинный огромный исход первоначальной охапки, которую он извлекал из себя руками. Потом, по завершении, начал пожирать пищу вновь. (Оригинал см. livejournal.com/users/aculeata)

Хиппи говорили: "Реальность существует для тех, кто не может выдержать грезы". Нашу грезу выдержать особенно трудно даже религиозным способом - например, для того чтобы сходить оправиться, мусульманин по шариату совершает почти сто двадцать разных ритуальных движений. Да и библейский Бог дает весьма подробные инструкции, как правильно это делать.

В Беларуси, как и во всем Советском Союзе, отхожим местам уделяли минимальное внимание. Тема считалась нечистой. Может быть поэтому, сами места всегда были в ужасающем состоянии. Модель проста - о неприличном не говорят. А не обозначая проблему, ее невозможно решить. Подобное было и раньше. Так, в Англии, промышленник, который в середине XIX века решил выпускать гигиенические салфетки, прогорел: викторианцы стыдились спрашивать непристойный товар. Теперь же в Великобритании издаются роскошные глянцевые журналы, посвященные унитазам и ночным горшкам.

Но именно на развалинах СССР появился первый в мире монументальный труд об уборных под названием "Толчок к размышлению". Его автор - Александр Иосифович Липков - трудится доктором наук в Институте искусствознания Российской Академии Наук. Сочинитель двенадцати книг по теории культуры и искусства. Такому человеку, надо полагать, про это писать не зазорно: на клавиатуре его компьютера тема стала академически адекватной. Что сделал Александр Иосифович? Он просто рыл окаменевшее прошлое в поисках тех самых реальных фактов с эстетическим содержанием). Собрав, растянул материал, наподобие рулона туалетной бумаги, в сортирологию - науку не только о культуре сортиров, но и о сортирах в культуре.

Сортирология есть чистый (во всех смыслах) идеализм. Что-то вроде поэзии. Та неуловимая сфера, в которой, например, мокрый след красного цвета с запахом человеческих почек, тянущийся из туалета по мраморному полу резиденции Президента России и мирное путешествие в дачный спецсарай, когда вдоль дорожки желтеют цветы укропа - одинаково преображаются в "очищенную", идеальную реальность, отличную от физиологической действительности. Происходящее в этой сфере (сфере идей) часто ускользает от рядового обывателя или вводит его в заблуждение. Здесь знаменитое "мочить в сортире" Владимира Путина - не политическая программа, но один из самурайских обрядов посмертного унижения врага мочой победителя, практиковавшийся боевой школой Иэмицу еще в 16 веке (сёгун школы известен также как изобретатель борьбы дзюдо, мастером которой является российский лидер). А идиллическая послеполуденная прогулка в загородных условиях ведет в особое пространство, помеченное в стихотворении "Посвящается Чехову" нобелевского лауреата Иосифа Бродского как резонатор отчаянного заключительного вопля о жажде любви:

И хор цикад нарастает по мере того, как число
звезд в саду увеличивается, и кажется ихним голосом.
Что - если в самом деле? "Куда меня занесло?" -
думает Эрлих, возясь в дощатом сортире с поясом.
До станции - тридцать верст; где-то петух поет.
Студент, расстегнув тужурку, упрекает министров в косности.
В провинции тоже никто никому не дает.
Как в космосе.

Поэт и президент - уроженцы Санкт-Петербурга, признанным описателем которого является Федор Достоевский. Моя рука медленно тянется к носогрейке. Как известно, сейчас именно последний ответственен на том свете за наполнение чернилами картриджей в принтерах современных русских политиков и литераторов. В качестве предельных аргументов в спорах своих персонажей о вечной гармонии он использовал образы плачущих несовершеннолетних детей, запираемых злыми родителями на ночь в "зловонные конуры". Становится ясно: Путин и Бродский воспроизводят старинную - как слово "кало" - мировоззренческую русскую коллизию: Поэт и Царь, шире - интеллигенция и власть. Президент с самурайским спокойствием призывает "мочить в сортирах" врагов вечной гармонии и мстить за "слезинку ребенка". Поэта (и в его лице всю интеллигенцию) занимают только чужие жены, грубо, по-чеховски, говоря. Мочите их, Владимир Владимирович!

Новейшая белорусская сортирология напоминает сны. С одной стороны, множество деталей, с другой - однообразие сюжетов. Кроме того, наше "кало" мистически невидимо: если с утра на лестничной площадке вашего подъезда будет реально находиться та самая куча, вы все равно будете пить брют и размышлять о приобретении нового PDA - даже зная о неприятном соседстве. По тем же причинам, по которым я чуть не захлебнулся валокардином в начале этого текста. Для душевного равновесия. И, конечно, отечественная сортирология - сеанс коллективного психоанализа.

Много шуму в определенных кругах наделала студентка, изучавшая дизайн в одном высшем учебном заведении столицы. В стиле cybеerpunk она оформила website, разработанный ее boy и всецело посвященный toillets своей alma mater. Страничка содержала подробное описание 7 (семи) мест (как "М", так и "Ж"). Помимо схем доступа к кабинам из разных районов города и условий допуска (что говорить на вахте, чтобы быть пропущенным) на страничке можно было найти детальное описание достоинств и недостатков туалетных комнат (степень дезодарированности, кондиционированности, обеспеченности бумагой, лампочками, зеркалами, мылом). Предполагалось регулярное обновление (сайта, а не сортиров) силами посетителей. Развиваясь, ресурс вполне мог охватить все учрежденческие канализационные среды города с условно свободным доступом. Привлекательная простота, а также даровые точки входа моментально делали сайт главным в белорусской части Интернет. Городская субкультура пополнилась бы новыми, весьма полезными, символами, которые рисовали бы на стенах и асфальте поклонники распространения беспарольной канализации в массах. Подобные граффити значительно облегчили бы WC-поиск внесетевому большинству Минска. Да и против знаков, указывающих, где находится ближайший (и так по всему городу) никто бы, по большому физиологическому счету, не протестовал. Дизайн сайта был предложен чистолюбивой студенткой своему профессору в качестве дипломного проекта. Чудной барышне поставили тройку, "слишком смело изнасиловала alma mater ". Теперь она тиражирует идиотических маняш - от обиды, но за большие деньги, ибо профессионал.

На запрос "+общественные туалеты +минск" поисковая система "Yandex" первой строчкой отсылает на сайт bn.bsn.ru - но это для продвинутых в "тайных теориях" читателей. Знающих, что генеалогические корни Достоевского находятся в Беларуси. Потому что им окажется небезынтересно - в плане описанного выше идеологического противостояния власти и интеллигенции - упоминание важного экономического "фрагмента" нашей республики в заметке "СОРТИР НА КОЛЕСАХ", опубликованной в "СПб Бюллетене Недвижимости" (сетевая версия и представляет собой данный сайт), а именно: "Общественных туалетов в городе нет - одни сортиры", - заявил членам правительства гендиректор Санкт-Петербургского ГУП "Водоканал" Ф. Кармазинов, которому губернатор в декабре поручил "золотарное дело". Вообще-то передаче на баланс ГУП подлежат 135 отхожих мест, но это сплошь нечто антисоциальное и антигигиеничное. Радением "Водоканала" пока создано только три заведения, не оскорбляющих человеческого достоинства: один - у речки Смоленки на Васильевском острове и еще два - в Адмиралтейском районе. Хуже всего дело обстоит в Центральном районе, где все общественные туалеты приватизированы, и вместо них открыты разные питейные заведения. Подходящих подвалов - высотой не менее 2,5 м - больше просто нет. Покупать у французов симпатичные кабинки по $25 тыс. для нас дороговато. Поэтому Кармазинов решил пойти своим путем. "Водоканал" разработал проект специального автобуса типа "сортир" и на свой страх и риск уже заказал два опытных образца на Минском автомобильном заводе. Обходятся они гораздо дороже французских кабинок - 3 млн рублей за штуку, но зато обслуживают сразу 8 персон. К тому же на ночь (во избежание кражи и порчи) их можно отгонять в гараж. Всего таких передвижных туалетов планируется заказать 20-30... "Радение", по словарю Ушакова, "в религиозных сектах - обряд, сопровождающийся кружением, самоистязанием и другими действиями, совершаемыми в состоянии фанатического исступления". Именно так, да - "Чингисхан и Гитлер купались в крови, но их тоже намотало на колеса любви".

На всякое колесо найдется палка. Юные белорусские нонконформисты, объединившиеся под именем животного из главного национального заповедника (четыре буквы, не лось), время от времени сюрреалистически напоминают о себе и про отсутствие политкорректных WC. Несомненно, сортиры и животные связаны. Нет, конспирологии не будет, лень заколачивать трубку. На муниципальные ступеньки противленцы с завидным постоянством таскают унитазы с листовками внутри. Грязные технологии: классический булыжник гораздо чище. Или памперсы еще хорошо выжимать в местах скопления media и масс. Дабы не распалять экстремистов, ссылка на сайт отсутствует.

Зато есть хозяйственное, с правильной, потому что традиционной топографией, сообщение: Наконец-то и Слоним приобщится к высокой культуре мест общего пользования, в народе попросту называемых уборными. Слонимский городской исполнительный комитет накануне своего объединения с райисполкомом объявил конкурс по сдаче в аренду здания городского туалета по улице Советской, неподалеку от городского рынка и синагоги. Именно. Рынок, синагога, сортир. По Советской. И объединенные неподалеку совсем непростого народа власти. Во всяком случае, повода для предыдущего радикализма нет.

Вот лирически-пронзительное от "Вечернего Минска", с жалостливым вопрошанием "В ЗАГС... ПО НУЖДЕ?", резюме: Конечно, WС в Первомайском районе столицы очень даже нужен, особенно там, где людно. И все-таки правильнее было бы передислоцировать биотуалет на более почтительное расстояние от места, где проходит торжество бракосочетания. Оказалось, что безлюдный и вечерний (не газета, а город: от заката до рассвета, так сказать) Минск не особенно нуждается. Даже в восьмиквартирных чудо-домиках на колесах by МАЗ. Что же до "почтительности расстояний", которую взялся определять высокоточный глазомер газетчика, я бы рискнул предложить ему (глазомеру) последний фильм Киры Муратовой "Чеховские мотивы". Одному то есть. Без жены или будущей жены. Но даже так будет жестоко. Лучше при получении третьего высшего образования, глазомер пусть обратит внимание на фольклор и мифологию. В частности, на мифопоэтические традиции ритуальных совокуплений в отхожем месте, на кладбище и т.п., происходящих как бы на пороге "нижнего" мира. Весьма актуальные для горожан при вечном "квартирном вопросе". Как раз для того - чтобы хорошо жилось в "срединном" и были спокойны "вверху". Если же у глазомера пять образований, пусть он изобличит вот эту древнюю паремию: Для царя здесь кабинет/Для царицы спальня/Для сохатого буфет/Для Ивана - с...льня. Или прикинет современно, но не на глаз, зачем невесты трогают в Троицком предместье "афганского ангела"? Хотя, может быть, товарищ - зороастриец. Поклоняется Вечному Огню. Поэтому и взывает к чистоте брачующихся. Тогда приношу извинения.

В статье "АиФ" с глобально политическим названием "МАЛЕНЬКИЕ НУЖДЫ БОЛЬШОЙ РЕСПУБЛИКИ" выдаются те самые факты: В общественных уборных платного образца за 150-300 бел. руб. обеспечат кухонной салфеткой или обрывком гигиенической бумаги...Правда, согласно санитарным нормам, на одно туалетоместо должно приходиться 500 человек... В настоящее время эти нормы в Беларуси не выдерживаются... По грубым подсчетам, содержание одного места в клозете обходится примерно 30 у.е. в месяц... Есть простой способ найти чистый и даже бесплатный туалет - ориентироваться на ресторан быстрого питания МакДональдс... для гарантии лучше приобрести там стаканчик чая... Вот так сортирный критик и отлил пиаровую пулю. Из авторучки, заокеански заправляют которую, ясный гумус, топ-менеджеры МакДональдс. Сбросим тоже. От души, в электронном виде (ни принтера, ни авторучки не имею, не привлекался, не состою, холост, два с половиной года сотрудничаю с инопланетянами, генерал танкового авианосца). Потребность в больших нуждах можно запросто реализовать по адресу Хмельницкого 10-а, Дом Прессы за кинотеатром "Октябрь". Милейшему, чувствующему и все понимающему милиционеру при входе доложить, что по неслабой журналистской надобности к редактору. Например, в "АиФ". В руках держать дискету. Действует как "стаканчик чая". Превращаешься в своего. Направиться на четвертый этаж. Далее интуитивно найти восхитительный и гендерно нейтральный клозет. Подсказка: на двери - две скрещенные струи, выбитые в тонкой меди. Внутри кубометр бежевого кафеля. Сверкающие дела на базе "белых" комплектующих цвета неотвердевшего жемчуга. Полы подогреваются в холодную пору года. Среди прочая, биде с инструкцией по применению на русском и белорусском, горячая/холодная всегда, полочка для дискеты, мойдодыр (чей сосец бесконечно великодушно выдаст струйку мыла с одорацией "яблони-в-цвету"), сушилка, напоминающая орбитальную станцию или музыкальный центр ранга hi-end, пуки салфеток. Сказочное место для солидного отправления больших нужд.

Наконец, совсем неоригинально, но необходимо, уподобить то, что происходит в большинстве интерактивной белорусской (форумы, гостевые, чаты) Интернет групповым перекурам во внутреннем дворике какого-нибудь шоферского ПТУ начала 80-ых прошлого века. Даже не сортиру в учебном корпусе (там всегда пробиты трубы и постоянный ремонт, зимой поэтому - огромные бурые сталактиты). Все отходы ребята дружно складируют за гаражами, чтобы в субботник было что вычищать. Вожак, напротив, пользует ближайшие углы, на стенах из получаемого приватного рисуя пять сладких букв. Пубертатные сообщества с выразительными heavy-metall прозвищами вроде Makutra, frogi, REMBO, avy, Milita, gnoi и далее бесконечно по телефонному кабелю Белтелекома. Сверхчеловеческая поэзия. У вожака на майке надпись "What I really need is less shit from you people". Курят козью ножку. Трубки и другие психоделические устройства неизвестны. Даже вожаку. Посредством фонового сравнения с "кало" живо обсуждается отсутствие денег (экономика) и директор ПТУ (политика). Об остальном (футбол, женщины и вообще жызнь) - матерковая одноголосица. Через две пятилетки женятся на однокорытницах (cyvschinki, Vino, forvik, etc), завернут их в оренбургские пуховые из Азии. Козий запах, несмотря на то, что повалит импортный парфюм, ранее недоступный, не исчезнет. Еще через десять лет, затарившись "компами с Инетом", детки претерпят вечное превращение в отцов. То есть в белорусской Сети все по-прежнему. Лучшее, как дым отечества и здоровые испражнения, не меняется.

http://megalit.ru/observer/izvne/2002-09-21-1.shtml


Поискать книгу через обзор Интернет-магазинов

Сосуды тайнСосуды тайн: туалеты и урны в культурах народов мира
СПб.: "Азбука", "Петербургское Востоковедение", 2002. 176 с.
ISBN 5-85803-204-4 (Петербургское Востоковедение),
ISBN 5-352-00188-1
(Азбука)

Есть такая занимательная наука - "история туалетного дела", или "туалетоведение". На рубеже веков эта наука стала необыкновенно популярна во всем мире: во многих странах организуются музеи туалетов, выходят различные книги об истории туалета, принимаются программные документы по развитию и совершенствованию мест отдохновения будущего. Есть даже Международный день туалета - 19 октября.

Но книга, которую вы держите в руках, совершенно особенная. Это не только уникальный очерк истории сортира с древнейших пор по настоящее время - истории "с картинками", но и очерк этикетных норм и правил, принятых в различных странах мира: введение во всемирную туалетологию.

Это также своего рода пособие - для выезжающих в страны Востока. Наш читатель может отправляться в путешествие без боязни: ведь в книге "Сосуды тайн" даны ответы на самые деликатные вопросы - те, с которыми постыдишься лишний раз обратиться к переводчику.

Почему у них ЭТО делают так, а у нас иначе?
Кто такие "корточкисты" и "восседающие"?
Как делали ЭТО знатные японские дамы?
Как правильно справить нужду и почему мусульманин непременно должен
учитывать при этом направление на Мекку?
Что означает выражение "стихийный туалет"?
Каким должен быть туалет общественный?

http://www.svenlib.sandy.ru/pugovichki/fignya/wc.htm

 

Современная этнографическая наука достигла успехов в самых разных областях. Труды ученых, посвященные этногенезу, этнографической истории, обычаям и обрядам, фольклору, материальной культуре и быту разных народов мира, заполняют в библиотеке не один шкаф. Всякий интересующийся может составить довольно ясное представление о самых разных сторонах повседневной жизни практически любого народа. И только одна тема традиционно обходится в науке стыдливым молчанием — это отхожие места, правила их использования и связанный с этим комплекс поведенческих норм (в том числе часто — религиозного характера), а также способы утилизации прочих отходов жизнедеятельности (мусора различного характера).
Между тем трудно не признать, что туалеты и мусор занимают существенное место в любой культуре: посещение туалета (в самом широком смыс-ле этого слова) также естественно, как своевременный прием пищи (что очевидно хотя бы потому, что первое есть логичное следствие второго), а дистанцирование от отходов входит в повседневную жизнь любого этноса наряду с обрядом инициации. Однако в научной и даже в научно-популярной литературе столь занимательному предмету посвящено до обидного мало исследований.
Настоящая книга назначена не только и не столько специалистам (есть ли специалисты в науке "туалетоведение"?), но всем интересующимся, а также может быть использована как пособие по туалетному этикету, принятому в странах Востока.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ I. НУЖНЫЙ ВОПРОС
И. А. Алимов. Вместо предисловия
А. И. Липков. Русский сортир на фоне Востока и Запада
ЧАСТЬ II. СВИДЕТЕЛИ САКРАЛЬНОГО
А. А. Сильнов. Туалеты в системе общественных построек Древнего Рима
А. Н. Мещеряков. Японские туалеты и урны
И. А. Алимов. Китай: туалеты и урны. Полевые заметки
А. Н. Ланьков. Кое-что о корейском туалете
Н. Г. Краснодембская. Об обычаях санитарии и гигиены у народов Южной Азии
А. А. Хисматулин. Туалеты и урны: ислам
ЧАСТЬ III. ТОЛЧОК В БУДУЩЕЕ
О. И. Дивов. Вредная профессия

http://www.pvost.org/publ/vneser/tual.html

Поискать книгу через обзор Интернет-магазинов

С уважением, Ваш Жизнелюб (Информация обновлена летом 2003г)

К вопросу о Доступности "общедоступных" туалетов ( оборудование санузлов с учетом потребностей инвалидов :)

См. также Приспособления для туалета: Биотуалет для детей, пожилых людей и инвалидов, Насадка на унитаз с регулировкой ширины и высоты, Насадка на унитаз с поручнями, Манеж-опора для туалетной комнаты, Кресло-туалет с регулируемыми ножками, Складной туалетный стул, Кресло-туалет на колесах MUNCHEN с большими колесами

Здесь размещены чертежи, с помощью которых можно переоборудовать квартиру инвалида-колясочника. В часности Оборудование туалета;
правильное размещение элементов туалета; туалет и поручни; поручни и кнопка слива; приспособления для пересаживания; методы пересаживания
Оборудование ванной комнаты; ручки, поручни ванной комнаты; приспособления для пересаживания; размеры под коляску; оборудование санузла для инвалида; переоборудование ванной и туалета в совмещённый санузел; переоборудование совмещённого санузла в санузел с душем

 

См. также

Толчок к размышлению, или Все о сортирахАлександр Липков
Толчок к размышлению, или Все о сортирах

Издательство: Коллекция "Совершенно секретно", 2001 г.
Твердый переплет, 288 стр.

 

Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мираСосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира
Антология
Издательства: Петербургское Востоковедение, Азбука-классика, 2002 г.
Твердый переплет, 176 стр.
ISBN 5-352-00188-1, 5-85803-204-4

 

Аквариум. Музыка общественных туалетовАквариум
Аквариум. Музыка общественных туалетов

Audio CD, 2002 г.
Музыкальный экспресс; Альбом, пластиковая коробка

Новости СМИ по теме "WC"


Warning: simplexml_load_file(): php_network_getaddresses: getaddrinfo failed: Name or service not known in /home/u141957/anisnnru/www/relaxe/wc/rss_nn.php on line 4

Warning: simplexml_load_file(http://www.bezgraniz.com/blog/tag/wc/feed/): failed to open stream: php_network_getaddresses: getaddrinfo failed: Name or service not known in /home/u141957/anisnnru/www/relaxe/wc/rss_nn.php on line 4

Warning: simplexml_load_file(): I/O warning : failed to load external entity "http://www.bezgraniz.com/blog/tag/wc/feed/" in /home/u141957/anisnnru/www/relaxe/wc/rss_nn.php on line 4

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/u141957/anisnnru/www/relaxe/wc/rss_nn.php on line 7

Полная лента новостей СМИ по теме "WC" на сайте bezgraniz.com

Пляжи и Фонтаны
Пляжи и Фонтаны Н.Новгорода
Пляжи в городе?
Официально
их не больше 20
а фактически...


Расслабься в
Н.Новгороде!

Кафе и WC
туалеты НН


Форум о расслаблении и отдыхе ждет Ваши рассказы о Н.Новгороде!

Гостевая книга
сайта wc.nn.ru

С кем отдохнуть?
Знакомства в НН
Свах и Сваха

знакомства
в Н.Новгороде!
Брачные агентства
Газеты и Сайты
Н.Новгорода

Н.Новгород
Поиск в Сети
Книги и диски
Шоппинг
Н.Новгорода
Город Горожане
Инвалид
Инвалидность
Общество
Понимание
Терминология
Обсудим?

InvaCity
Н.Новгород
с высоты
инвалидной
коляски

Обучение
Лечение
Работа
Транспорт
Н.Новгорода
Информационный
спонсор сайта:
газета
Нижегородский Инвалид
основан в 1991г.

Тираж 5000 экз.
Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости Н.Новгорода

 
См. также 

Нижний Новгород, карта для автомобилистов
Карта города для автомобилистов Центральная часть города Нижний Новгород
весь город плюс подробные схемы транспортных развязок


Карта автодорог: Республики Марий Эл и Чувашия, Нижегородская область
Автодорожная карта региона


Нижегородская область. Карта административно-территориального устройства

Нижегородская область. Атлас автодорог

 
Рейтинг@Mail.ru  

Н.Новгород в Сети | Отдых в джинсах | InvaCity

PS Все вышеприведенные комментарии, впрочем как и классификация ресурсов, отражают только личную точку зрения автора страницы. Предложения изменить или дополнить текст, а также добавить ссылку, будут рассмотрены по мере возможности. Ваш Жизнелюб

InvaCity Н.Новгород Сеть для Жизнелюба - Нижний Новгород сквозь призму монитора и с высоты инвалидной коляски


Отдых  Парки | Пляжи | WC | Клубы | Кафе  Отдых
Свах и СВАХА  Газеты | Агентства | Сайты  Свах и СВАХА
Нижний Новгород  сайты-Визитки и сайты-Порталы  Нижний Новгород
AnisNN.ru
рекомендую посетить
kovka.nnov.ru| norci.nnov.ru | geront.nnov.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Нижний Новгород Online

Адрес для связи. Copyright © 2002-2011. Авторские права не защищены, но имейте совесть. WebMastering AnisNN