Диссертация Марины Рощиной
— Марина Анатольевна, Вы, как руководитель тифлоинформационного центра Нижегородского госуниверситета, который существует уже семь лет и выпустил не один десяток студентов, наверняка отслеживаете их дальнейшие судьбы. Кто, где и в качестве кого работает?
Конечно, нам вовсе не безразличны судьбы выпускников центра. В общих чертах могу сказать, что все они занимаются именно тем делом, которым хотели бы заниматься по жизни. Кто-то работает в сфере экономики или финансов, в юриспруденции. Большинство занимается преподавательской деятельностью в техникумах и вузах города. Не секрет, что та работа, которую предоставляют слабовидящим и незрячим людям предприятия системы Всероссийского общества слепых, далеко не всегда престижна, интересна и хорошо оплачиваема. Как правило, это набор вполне определенных операций, выполняемых механистически и бездумно наощупь. Из года в год одно и то же. Такая работа абсолютно не удовлетворяет амбиции молодых, красивых, энергичных, интеллектуально развитых ребят и девушек. Они хотят быть полноценными членами общества, жить и общаться со всем миром. Именно эту возможность мы им предоставляем. (Из разговора с Мариной Рощиной после «круглого стола» на факультете социальных наук (ФОН) ННГУ, посвященного теме образования и трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья).
...Мы уже достаточно давно отслеживаем эту тенденцию. Все чаще и чаще общаются друг с другом в открытую представители власти, науки, общественных организаций и бизнеса. На «круглом столе» в тифлоинформационном центре ИНГУ представительство всех заинтересованных сторон было (извините за тавтологию!) столь представительным, что просто глаза разбегались не только у нас, но и у сотрудников всех ведущих телеканалов города.
Вел конференцию сам ректор ИНГУ Роман Григорьевич Стронгин, которого затем сменил проректор по информатизации Владимир Иванович Швецов. Со всегдашним блеском, остроумно и в то же время с очень серьезным предложением к высокому собранию обратилась заведующая кафедрой общей социологии и социальной работы ФОН ИНГУ, профессор Зара Михайловна Саралиева. О наболевших проблемах в области образования и трудоустройства инвалидов всех категорий говорили начальник отдела науки и высшей школы Департамента образования и науки Игорь Леонидович Захаров, ведущий специалист отдела медико-социального и стационарного обслуживания Департамента социальной защиты населения, труда и занятости области Татьяна Алексеевна Павлова, заместитель начальника Управления федеральной государственной службы занятости Ольга Алексеевна Алехина и главный специалист отдела профориентации и профессионального обучения этой службы Марина Ильинична Сушина.
Бизнес на подобных раутах бывает и небольшой, так называемого среднего класса, и очень большой. Чаще все-таки небольшой. Вспоминается, как на одной из таких встреч директора небольших фирм, реально оказывающие благотворительную помощь детским домам и прочим богоугодным заведениям, безоговорочно подтвердили свое намерение продолжать это делать и дальше. Несмотря на все несовершенства в законодательстве, . делающие подобную благотворительность невыгодной не только в материальном, но и в моральном плане. А вот молодой менеджер компании сотовой связи «Теле2» сразу и в полный негодования голос заявил, что его руководство напрочь отрицает возможность оказывать благотворительную помощь кому бы то ни было по причине экономической неэффективности подобного рода сделок...
На «круглом столе» в университете бизнес оказался просто-таки громадным. Спонсоров проекта тифлоинформационного центра представляли директор Нижегородского филиала ОАО «ВолгаТелеком» Александр Васильевич Лоскутов и содиректор Нижегородского центра корпорации Intel по разработке программного обеспечения Дейв Молинари. Как говорится, комментарии излишни, но один из них все-таки приведем. Уже после заседания, когда Марина Анатольевна Рощина повела всех гостей осматривать компьютерное и прочее оборудование учебных аудиторий тифлоцентра и рассказывала о методиках обучения, кто-то из телевизионщиков, пользующихся тоже нестарым компьютерным и (иногда) даже лицензионным программным обеспечением, завистливо вздохнул: «Да, Intel — он и в Африке Intel ...».
Итак, о чем же говорили участники «круглого стола» на ФСН в университете?
Р. Г. Стронгин
— Современные технологии позволяют людям с ограничениями по здоровью получать высококачественное образование. В Нижегородском университете эта возможность существует для лиц с ослабленным или отсутствующим зрением. Современные технологии, основанные на «всемирной паутине», позволяют таким людям быть информированными буквально обо всём, что происходит в мире, освоить новые разделы, самим писать книги и другие материалы, используя шрифт
Брайля и специальные принтеры. Это полностью меняет возможности участия в жизни общества. Опыт прошедших лет показывает: в настоящее время сложились и технологии, и коллектив, способный это делать. Созданный тифлоинформационный центр является подразделением факультета социальных наук и технически обеспечивается управлением информатизации. Большая роль здесь принадлежит западным и отечественным партнёрам, которые помогли приобрести поистине уникальное программное обеспечение. В настоящее время речь идёт о создании подразделения российского масштаба.
В соревновательной экономике работодатель, конечно, хочет иметь квалифицированных работников. Если говорить о компьютерном бизнесе, то люди, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие ограничение по зрению, могут всё равно в силу талантов быть эффективными в создании программ, документов, производстве учётно-бухгалтерских операций. При этом они могут выполнять такую работу даже дома, используя услуги Интернет, что позволяет преодолеть дополнительные трудности, связанные с поездками и пребыванием на рабочем месте. Это крайне важно.
Совместные усилия компании Intel, ОАО «ВолгаТелеком», государственной службы занятости и Университета позволяют поставить вопрос о комплексной программе в области компьютерного дела. Именно в этой отрасли люди с ограниченными возможностями могут быть конкурентоспособными работниками. Это не одолжение современному рынку труда, а реальный вклад в социальное развитие всего региона.
ТА Павлова
— Приведу некоторые цифры. По состоянию на 1 сентября 2006 года в Нижегородской области более 404 тысяч инвалидов, из них свыше 13 тысяч детей — инвалидов. К сожалению, год от года это число растёт. Существуют дома-интернаты и психо-неврологические интернаты, где таких детей обучают навыкам самообслуживания, а также профессионально-технические училища, в которых они могут пройти обучение по нескольким специальностям. Благодаря этому такие дети впоследствии могут найти работу. В основном, конечно, это надомный труд, но некоторые устраиваются и на предприятия.
ИЛ.Захаров
— В области существуют детские сады, специальные коррекционные школы, школы— интернаты, образовательные школы со специальными программами, и, наконец, индивидуальное обучение — всё это звенья одной цепи под названием «система среднего образования для людей с ограниченными возможностями». В случае начального профессионального образования областное законодательство позволяет обучать инвалидов только в специальных профессиональных училищах. В системе среднего и высшего профессионального образования дело обстоит несколько проще — любой человек, имеющий инвалидность, может поступать в высшие и средние учебные заведения вне конкурса, если соответствующие медицинские службы дают ему такое разрешение. Сегодня порядка 350 инвалидов в Нижегородской области обучаются ВУЗах. Но проблемы профессионального обучения людей, имеющих инвалидность, этим не решаются. Нижегородский государственный университет пока единственный, у кого есть специализированная система обучения инвалидов.
ОЛ Алёхина
— Проблема трудоустройства инвалидов существует, и мы сталкиваемся с ней ежедневно. Динамика обращения инвалидов в нашу службу растёт, и мы даже вывели «среднестатистический портрет нуждающегося» — это мужчина сорока лет со среднеспециальным образованием, который ищет работу, не требующую каких-то профессиональных навыков. В среднем уровень трудоустройства инвалидов составляет 70% от числа обратившихся, в основном на квотируемые рабочие места. Но и здесь не обходится без проблем. Слабое законодательство — одна из них. На наш взгляд, нужно более тесно сотрудничать со всеми органами и структурами, заинтересованными в решении проблем трудоустройства и профориентации инвалидов.
М.И. Сушима
— Профобучение и профориентация — это грани одной проблемы социально-психологической адаптации. В основном к нам обращаются люди с инвалидностью и с типичным психологическим «багажом проблем»: стресс, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, отсутствие здоровой мотивации, неосведомлённость о рынке труда и рабочей силы, размытая профессиональная самооценка. Очень часто мы сталкиваемся с неприятием и несогласием самих людей с трудовыми рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. Поэтому работа по профориентации ведётся и в этих направлениях. Важным блоком является обучение эффективному поведению на рынке труда в различных формах: консультации, тренинги, организация «Клуба ищущих работу».
Превалирующей является надомная работа, но мы не ставим каких-то ограничений. Спектр специальностей широк — от портных до пользователей ПК.
Дзйв Молинари
— Тема сегодняшнего «круглого стола» очень важна для компании Intel. Мы поддерживаем проекты, которые предоставляют людям равные возможности во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании. У нас существует несколько программ грантов. Одна из них — «Intel в России». Она направлена на то, чтобы помогать молодым людям осваивать современные компьютерные технологии. Победители конкурса получают возможность реализовать свои проекты, направленные на помощь людям с ограниченными возможностями. В тифлоинформационном центре оборудование, приобретённое в рамках такого проекта, помогает реализовать творческие и коммуникативные способности ребят с ослабленным зрением. Одним из наших последних достижений является спонсирование конкурса инноваций в бизнесе. Все эти социальные программы для нас действительно важны, потому что мы хотим, чтобы все люди в Нижнем Новгороде получили доступ к образованию.
А.В. Лоскутов
— Компания «ВолгаТелеком» предоставляет льготы для слабовидящих (двадцатипроцентная скидка). А сегодня мы вручаем учащимся тифлоинформационного центра специальные сертификаты, которые позволят им ежемесячно получать при работе в Интернете до 300 мегабайт трафика бесплатно. Это в какой-то степени поможет молодым людям в дистанционном образовании при помощи Интернета, обеспечит доступ к тем сайтам, которые повысят их культурно-образовательный уровень. Хочется подчеркнуть, что это не разовая акция. Мы готовы и в будущем предоставлять им свои достаточно широкие возможности.
МА Рощина
— Тифлоинформационный центр существует уже 7 лет. Мы работаем со студентами, оказываем им поддержку в освоении компьютерных технологий, в том, чтобы они учились использовать их в своей профессиональной деятельности. Желающих очень много, поэтому вопрос стоит о расширении деятельности центра.
В феврале этого года мы совместно с факультетом социальных наук провели социологическое исследование по оценке востребованности компьютерных технологий инвалидами по зрению. В число респондентов вошли не только студенты, но и работники учебно-производственных предприятий Всероссийского общества слепых.
В результате мы увидели, что большинство людей не очень пожилого возраста активно настроены на освоение компьютерных технологий. Но многие начинают знакомиться с персональным компьютером самостоятельно, без какой-либо системности. Практика показывает, что такое стихийное освоение не только неэффективно, но порой и просто вредно. Люди нуждаются в грамотной образовательной и консультативной поддержке. Если же человек использует компьютер в своей профессиональной деятельности, то вообще единственное место, куда он может обратиться за советом и помощью — это наш центр. Назрела необходимость в централизации методической и консультативной работы, направленной на усовершенствование использования компьютерных технологий.
З.М. Саралиева
— На мой взгляд, положительный опыт работы тифлоинформационного центра на протяжении семи лет позволяет нам обсудить вопрос о том, чтобы ходатайствовать перед соответствующими правительственными структурами на предмет того, чтобы стать основой для создания окружного учебно-методического центра в рамках Приволжского федерального округа. Это даст возможность привлечения средств сразу нескольких источников: государственных структур, некоммерческих организаций и бизнеса. Сегодняшний очень серьёзный и предметный разговор позволяет нам выйти с таким предложением. Тифлоинформационный центр накопил удивительные методики, которые мы успешно распространяем в рамках Нижнего Новгорода. Поэтому наше желание создать окружной учебно-методический центр не столько амбициозно, сколько соответствует реальным жизненным потребностям образования незрячих или слабовидящих людей.
ВА Блонин
— Все мы здесь пытаемся решить многогранную проблему образования и трудоустройства людей с ограниченными возможностями с участием всех заинтересованных сторон. Но один из главных сюжетов — это отсутствие должной координации тех структур, которым это необходимо по своим профессиональным обязанностям. Нередко, как показывает опыт конференций, семинаров, «круглых столов», мы каждый раз обсуждаем одни и те же проблемы и при этом стоим на том же самом месте. Координация же потребует совместных усилий всех участников. ВУЗы, я думаю, будут в ней охотно участвовать.
В.И. Швецов
— Действительно, на сегодня накоплен большой опыт в обучении слепых и слабовидящих людей. В принципе же на базе нашего центра речь может идти о дистанционном обучении любых категорий инвалидов, об
обучении в домашних условиях. Здесь же может решаться вопрос и о трудоустройстве. Ведь существует огромный круг профессий и задач, в которых человек может работать интеллектуально, не выходя из дому. Всё это создаёт беспрецедентные возможности его ПОЛНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.
Р.5. Немного статистики...
За всё время существования общества слепых в Нижнем Новгороде в «докомпьютерную» эпоху инвалидами по зрению было защищено четыре диссертации.
Начиная с 1999 - сразу одиннадцать!
Сейчас в ННГУ им.Н.И. Лобачевского намечаются ещё две защиты! Одна из них - у Марины Рощиной. Это яркое доказательство того, что современные компьютерные технологии дают людям с ограниченными возможностями безграничные возможности для самостоятельной работы.
Мы воспользовались любезным приглашением Марины Анатольевны и ее научных руководителей Зары Михайловны Саралиевой и Владимира Михайловича Швецова и пришли на защиту. «Черных шаров» при голосовании обнаружено не было...
Но даже не это главное. Молодые, эрудированные юноши и девушки - вот истинное достижение тифлоцентра. Студентка пятого курса факультета социальных наук, будущий социолог Анна Чигринёва постоянно пользуется услугами центра. Это дало ей возможность не только получить высшее образование, но и приобрести уверенность в себе и в собственных силах. Вопреки статистике трудоустройства, Аня не планирует остаться преподавать на кафедре, а мечтает о востребованной и высокооплачиваемой работе. Её мечты смогут реализоваться.
Мы в это верим!
Елизавета Власова и Ярослав Погодин. газета "Здравствуйте, люди!
тифлоинформационный центр Нижегородского госуниверситета